Реанимация

Тексты песен:

DSG/Reanimation studio session sheets:

1_ 2_ 3_ 4_ 5_ 6_ 7_ 8_

Гражданская Оборона

Информация об альбоме:

Продюсер: Егор Летов

Записано и сведено Е. Летовым, Н. Чумаковой и А. Чеснаковым в ГрОб-студии: март 2003-июнь 2004
Мастеринг: Н. Чумакова

* Снято и записано на концерте в ДК им.Горбунова 29.04.2004
Операторы: П. Алексеев, А. Бодриков, Л. Филатьев, А. Родионов, О. Бундуков
Монтаж: П. Алексеев
Сведение звука: ГрОб-студия, Е. Летов, Н. Чумакова, А. Чеснаков

ЕГОР ЛЕТОВ: голоса, гитары, ударные
АЛЕКСАНДР ЧЕСНАКОВ: гитары, орган
НАТАЛЬЯ ЧУМАКОВА: басс, орган
АЛЕКСАНДР АНДРЮШКИН: ударные
*Игорь Жевтун: гитара

В концовке «Убивать» использованы фрагменты переписки Н. И. Махно и П. А. Аршинова, а также тексты собственного сочинения.

Художественное оформление: Е. ЛетовН. Чумакова
Фото: С. Попков, Н. Чумакова, Е. Летов, А. Матюшкин


Послушать альбом на last.fm (Регистрируйтесь, ставьте теги)


Информация о носителях:

На территории РФ альбом выпущен фирмой «Мистерия Звука» в трех вариантах: аудио-кассета MC; компакт-диск СD; колекционный компакт-диск СD с подарочным оформлением, буклетом, 2-мя видео-бонусами и т.д.

Заказать диск на фирме Выргород — интернет-магазин по всем регионам России и СНГ. (На сегодняшний момент все тиражы распроданы.)

Заказать диск на Russiandvd.com 12.99$ — интернет-магазин на территории США. (На сегодняшний момент все тиражы распроданы.)

Гражданская Оборона


Интервью:

«Жизнь Как Чудо» — Максим Семеляк, журнал Афиша.

«Трудно быть богом. Не умеешь — не берись» — Алексей Коблов, полная версия опубликована на нашем сайте.


Видео:

Реанимация (09.02.2008, Екатеринбург)

Собаки (26.04.2003, Москва, Горбушка, премьера песни)

Со скоростью мира (29.04.2004, Москва, Горбушка)

Любо (03.05.2004, Москва, Майор Пронин)


Егор Летов о песнях:

СОБАКИ

Была написана во время блока новостей, где сообщалось о течении войны в Ираке. Происходящее было настолько символично, многозначно, что песня возникла мгновенно. Ключевой фразой явилась всплывшая в памяти цитата из «Песни Бытия» Теда Хьюза:

... Но кулаков не стало.
Но рук не стало.
Но ног не стало, чуть он пошатнулся.
Пришел запоздалый ответ —
Собаки рвали его на части:
Он был
Картонным зайцем на игровом поле,


А жизнью владели собаки.

БЕСПОНТОВЫЙ ПИРОЖОК

На самом деле, конечно же, эта никакая не народная, это наша песня. Песня представляет собой «подслушанные» сентенции и всяческие правды-матки как от нас самих, так и от нашего окружения, персонала: шоферов, звукооператоров, работников гостиничного сервиса. По идее песня могла быть бесконечной, поэтому и окончательного текста ее нет. Про сумку образ мой в измененном состоянии сознания. Про беспонтовый пирожок, единственный, оставшийся в наличии — это Колесовское. И т. д. В глобальном смысле песня абсолютно народная.

НЕБО КАК КОФЕ

Песня «Родина» была сочинена в тот момент, когда считалось, что можно каким-то конкретным образом влиять, вот в чем дело.. Сейчас я так не считаю. Потому что есть какие-то законы эволюционные — вот в последних альбомах ряд вещей именно про это. Допустим, «Небо, как кофе». Чем дальше я, в принципе, живу и смотрю вокруг себя, тем больше понимаю, что личность человека — я банальные вещи сейчас говорю — не просто не значит ничего, а об этом даже думать не стоит, я считаю. Происходят определенные эволюционные процессы. Эволюция к человеку не имеет никакого отношения. И вообще, все, что происходит, до такой степени непонятно и невнятно, что об этом рассуждать можно, только — я не знаю — если очень глубоко и сильно умереть или на определенном этапе практики ЛСД. А иначе… Я по сей причине, собственно, и интервью перестал давать, и с людьми общаться, потому что не о чем говорить. Бессмысленно. Для того чтобы говорить о каких-то вещах, нужно находиться где-то уже там. Либо просто видеть сразу огромное количество всяких вещей, которые происходят одновременно, и исходя из этого делать какие-то выводы. А это на самом деле занятие дурацкое, я считаю. Просто когда видишь какую-то картинку, движущуюся онлайн, то из этого выводов никаких и быть не может. Есть эта картинка, которая сама по себе вывод, собственно говоря.

ПЕСНЯ БАРСУКА

Я не думаю, что «Песня Барсука» такая весёлая, она житейски-воинственная.

НАС МНОГО

У меня бывает, например, что-то, что я думаю с утра, находится в смертельной конфронтации с тем, что я думаю в обед. А вечером ответ вообще из другого измерения. Я уже говорил и писал многократно, что из моих важнейших достижений и достояний — то, что меня одновременно ОЧЕНЬ МНОГО, во мне отлично уживаются и сосуществуют многочисленные, подчас абсолютно противоположные точки зрения. Поэтому мне никогда и не скучно с собой наедине. Это не касается общего вектора, направления, которое является собственно мной. В глобальном смысле я вообще не меняюсь. Во мне просто добавляется множественные «я». Что касаемо того, что я писал в этих определенных статьях, то их писало одно из моих «я» того времени — кстати сказать, весьма не одинокое во мне в то время. Так что, что сказал бы Егор 90х с утра, в обед или вечером обо мне сегодняшнем... Не думаю, что шибко бы осерчал, скажем так))

ЛЮБО (неизвестный автор)

Однажды наш друг Максим Семеляк записал нам очередной сборник того, что на западе называется «Incredible Strange Music» (мы часто обменивается подобным). На нем в числе прочего была эта песня, исполненная Зиновием Гердтом — для какого-то спектакля или радиоспектакля. В это время мы как раз заканчивали запись «Реанимации», и песня странным образом описала то, что окружает и преследует нашу группу со стороны общественности чуть ли не с самого рождения. Это своего рода идеальный манифест на данную тему. Чья это переделка — я не знаю, скорее всего, народная, военных лет. Таких версий было много.

РЕАНИМАЦИЯ

«Реанимация» – и песня, и альбом, написаны после очередного посещения реанимации, или прямо там, в больнице. Приходилось время от времени отцеплять капельницу, и выходить в коридор, а там трупы лежат, замотанные в простыню, свалены, и это не то что тривиально, а какой-то процесс обыденности: их потом на каталке увозят, новых привозят… Был там один солдат, он перед смертью говорил нечто сродни великой поэзии: про раненых собак, про командира, про светящиеся тополя с пухом, которые летят до горизонта, про лошадок… Я сидел и записывал, что успеваю, как Маяковский во сне записывал какой-то стих, «Облако В Штанах», по-моему, а потом расшифровать не мог. Это было ощущение, что я как будто находился где-то… Я даже не знаю, где. Так оно и вышло, что две самых страшных песни у меня в этом цикле – заглавные: «Реанимация» и «Долгая Счастливая Жизнь».

КОСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

«Коса Цивилизаций» возникла под впечатлением и вдохновением одной из передач Александра Гордона. Изначально песня задумывалась как три цитаты из наиболее чтимых мною поэтов ХХ века, как то Маяковский, Введенский и Кручёных. Из первоначального замысла уцелело лишь «облако в штанах», но это дело обычное.

О перевернутых гитарах: В этом есть нечто жуткое, внеличностное, так как человек в нормальном состоянии не может мыслить в обратную сторону. Сам подобный принцип, я считаю – главное музыкальное открытие психоделии 60-х годов.

УБИВАТЬ

В оригинале она называется «Теория катастроф» и посвящается глобальным природным стихиям. Про то, как они наблюдают со своих высот и широт нашу гамазню (в том числе и мою), после чего регулярно выносят вердикт: «Переключить на чёрно-белый режим и убивать!» Плюс добавлено мое личное рассуждение касаемо сущности праздников и торжественных дат. Это одна из самых простых, чисто эмоциональных моих песен за последнее время. «Убивать. Теория Катастроф», самая длинная из 28-ми, и крутилась она вокруг одной фразы: «Постигая такое, что не хочется жить». Есть такие вещи в жизни, постигая которые, сталкиваясь с ними, понимаешь – и после этого очень трудно продолжать жить, оставаться – или становиться – человеком. К подобному состоянию, видимо, относится большинство деятельных людей, которые идут в «солдаты удачи», в наемники, в альпинисты, в наркоманы, творческие люди вообще.


Аккорды и табулатуры песен.

  • Со скоростью мира — tabs
  • Крепчаем — chds
  • Они наблюдают — txt
  • Собаки — chds
  • Беспонтовый пирожок — chds
  • Небо как кофе — chds
  • Песня барсука — tabs
  • Нас много — chds
  • Любо — chds
  • Реанимация — tabs
  • Коса цивилизаций — chds
  • Солнце неспящих — txt
  • Убивать — chds
  • После нас — tabs

Рецензии:

Реанимация.

Егор ЛетовС выходом «Реанимации» замыкается круговая оборона — десять необстрелянных букв на манер заградотрядов прикрывают тылы и фланги, образуя кольцо, в которое не могли стянуться ключевые прошлогодние слова «долгая», «счастливая», «жизнь». Модель мира, находящегося в состоянии непрестанной мобилизации, завершена, и масштаб ее, по-моему, феноменален — «Реанимация» и «Долгая счастливая жизнь» едва ли могут быть признаны альбомами определенных годов либо декад, поскольку по сути своей являются саундтреками не к местному времени, а к чему-то более продолжительному.

Два диска так или иначе связаны между собой по першащему гитарному звуку и кроваво-красному словцу — но «Реанимация» подает чуть более глобальный и командный голос, и «е…аный кофе» из машнинского кафе (см. песню «P.S. Сам») теперь заливает собой целое небо (см. песню «Небо как кофе»).

Передовицы «Реанимации» — это фантастический приговор «Миром правят собаки», это одновременно пронзительная и отдохновенная композиция-капельница «Солнце неспящих» (написанная на музыку джеймс-ластовского "The Lonely Shepherd"); это акустическая противотанковая исповедь «Любо, братцы, любо» (вариант, немного известный в исполнении Зиновия Гердта); и это, собственно, заглавная песня, о которой чуть позже.

«ДСЖ» и «Реанимация» повязаны темой войны. «Вновь поднялись из окопов в свой последний отчаянный рост», «здесь даже птицы не поют» и «белые солдаты улыбаются среди обязательной войны» — так в «ДСЖ». «В умах, роддомах и домах идет беззвучная война», «болванка в танк ударила» и «раненой собакой бредит командир» — так в «Реанимации». Даже в ванной комнате «можно смело рыцарей из «Александра Невского» топить» (см. «Солнце неспящих»). Даже у собственной сумки заведено стоять на часах (см. лихую потешку «Беспонтовый пирожок»). Даже проказливый прижимисто-заземленный серф-инструментал «Песня барсука» звучит грозным маневром, как будто барсук выходит на охоту душить собак.

С одной стороны, продолжается великое противостояние «ГО» всем законам и азбукам — добежит, как и было сказано, слепой, победит ничтожный. Продолжается парад отчаянно-ветряных фантомов: родине, вечной весне, долгой счастливой жизни и штрафбатам-луноходам вторят непобежденная страна, скорость мира да солнце всех неспящих. Однако «Реанимация» — это не просто перманентный бунт гауптвахты против превосходящих сил противника. С каждой весной «Оборона» растет вглубь, вкось и вширь — на звуковом уровне эту тенденцию символизирует рассветный электрогитарный заплыв в финале «Собак».

Война у «ГО» запущена куда-то в небеса, она становится чем-то нездешним. Летов сам как-то говорил, что это не война, а сны о войне. «ДСЖ» и «Реанимация» — видения, озарения, галлюцинации (в конце концов, «ГО» не зря ест хлеб психоделической группы), сны в кленовой роще, миражи, порой бред, а иногда мечты. Сыворотка летовской правды переходит в нечто большее и радужное, в пьянящую сому; и «белых солдат» тревожат разве что голографические соловьи. Герои «ГО» — неуловимые мстители, мстящие за что-то столь же неуловимое. Очевидно, только так, через призму сна и мечты, можно сообщить что-то одновременно наносное и нелживое о войне — так умеет ценимый Летовым Кустурица (неслучайно у Егора в «Собаках» непокоренная страна взмывает в небо, а у Эмира в «Андеграунде» она плывет по реке краюхой берега).

Однако Летов не был бы Летовым, кабы не сообщил, что бывает на стыке сказки с реальностью. Что на самом деле происходит, когда семь шагов за горизонт сделаны и небо становится ближе некуда. Затянувшийся крик души всегда рано или поздно приводит к непроизвольному стону тела. К главной песне пластинки — к «Реанимации».

К ней применимы летовские же слова из соседней песни: «постигая такое, что не хочется жить». «Реанимация» — самое горькое сочинение Летова (горше «Самоотвода») и, возможно, самое совершенное его творение. «Реанимация» — не продохнуть какая вещь, вопиющая загвоздка альбома. Своеобразное излечение от метафоры: в отличие от ранней летовской песни под названием «Эксгумация», «Реанимация» телесна, кровеносна и лимфатична, болезное "journey through a body" (как у группы Throbbing Gristle) со светом в конце смертного тоннеля. Летов научился петь так, словно имеет в виду сразу все. «Реанимация» — и ужас, и радость, и великая депрессия, и вынужденная эйфория, и возвращение с того света («А ну-ка встать!»), и одновременное в него погружение. Она топчется на болевом пороге открытий, переступает его и… впрочем, больше я об этой песне говорить не буду, поскольку это удел уже не критика, но сталкера. Добавлю только, что гитарист Чеснаков вспарывает воздух между немногословными куплетами совершенно чудовищным по напряжению соло.

Благодаря новому диску былые летовские афоризмы житейского самоедства: «нас разрежут на части и намажут на хлеб», «асфальтовый завод пожирает мой лес», «майор нас передушит всех подряд» etc. — складываются в единственно верное понимание сложившейся ситуации, которое и выражено в последней песне альбома, — «нас поймали на волшебный крючок». Эта основополагающая уступка Летова — ключ к альбому, а может, и вообще ко всей деятельности «Обороны». Волшебный крючок — это и есть «вечная награда», это и есть «радость навсегда», как было сказано в самой бодрой композиции «ДСЖ» — «Песне о большом прожорище» (из которой, кстати, ясно, что едва ли все-таки это мы жрем, скорее все-таки это нас едят самым возмутительным поедом). Речь в данном случае идет не о примирении с жизнью, но о ее понимании. (Как ни странно, чем больше понимаешь, тем яростнее кричишь «х… на все на это и в небо по трубе!» — одно другому только в помощь.) Об этой полномасштабной догадке, кажется, писал Розанов: «Жизнь есть уступчивость, жизнь вообще есть кое-что, а не нечто».

Короче говоря, едва ли мы уже прорвемся на другую сторону — в конце концов, Джим Моррисон давно уже умер у нас на глазах. Поэтому все, что нам осталось, — шанс проснуться на другом берегу.

Максим Семеляк | май 2005, журнал "Афиша".

Гражданская Оборона

Смотри также:

_