Звездопад, 2010

Издательство «Выргород» и «Союз Мьюзик» представляют:

Звездопад, 2010


...Это родственные, во многих из которых меня как личности больше чем в собственных, песни, я об этом много уже говорил и не хочу повторяться… Но это только одни из прочих, отдельные проявления того, что мне глубоко свойственно по духу.

Егор Летов.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА «ЗВЕЗДОПАД»

вторая (окончательная) версия альбома

Гражданская Оборона.  Звездопад

Издание: шестиполосный диджипак с 24-страничным буклетом.


Этот альбом можно приобрести в следующих местах:

  • Из любого города заказать в интернет-магазине издательства "Выргород" (почтовая рассылка в любой город).
  • В Москве в магазинах: «Новое искусство» (м. Цветной б-р/Трубная, адрес: Цветной бульвар, д. 3), ТЦ "Горбушкин Двор", место В2-232 (Москва, ул. Барклая, д. 8, м. Багратионовская), "Мир Кино" (Москва, ул. Маросейка, д. 6/8, м. "Китай-Город", тел. муз. отдела: (495) 628-89-86), а также в некоторых других специализированных музыкальных магазинах города.
  • В Питере в магазине: «Play» (ул. Караванная, д.1)
  • В Екатеренбурге, Челябинске, Воронеже, Казани, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Самаре, Тольятти, Уфе, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Москве, Балашихе и Подольске в магазинах сети "СОЮЗ". Проверяйте наличие по телефонам тут. (Справа выберите ваш город и нажмите кнопку "Применить")
  • В Туле в магазине магазин DVD (ул. Советская, дом 16, 2-й этаж).
  • В Ижевске в магазине: "Дискоград" (ул. Красногеройская, дом 39)
  • В Воронеже магазин "Нива" (в здании к/т "Юность" — ул. Комиссаржевской, 7, тел. (903) 653-03-01), магазин "Music City" (ул. Плехановская, дом 15, на улице имеется лишь вывеска соседнего магазина "Ткани").
  • В Тольятти магазин "Металлопрокат" (Старый Город, ост. "Космос")
  • Украина: Украинском филиале интернет-магазина "Выргород"

P.S. Новый альбом, как и все остальные пластинки «Гражданской Обороны» можно бесплатно скачать в интернете. Но, только покупая официальные CD вы помогаете издательству окупать эти издания и способствуете скорейшему выходу других неизвестных ранее релизов из архива ГО.

 Гражданская Оборона.  Звездопад


Выходные данные:

 Гражданская Оборона.  Звездопад

Из рукописей Егора Летова:

  • Список песен, из которого были впоследствии отобраны те, что вошли в Звездопад. Сбоку примерная прикидка инструментов, на которых это все будет исполняться. Сделан либо в конце декабря1999го, либо в начале 2000го года. Саня — имеется в виду Андрюшкин. Александра Чеснокова тогда еще не было в группе.
  • Список песен, датируется, 1995м годом. Пометки оранжевым фломастером (обведенное кружочком и приписка в конце) относятся примерно к 2000му году, это уже почти окончательный вариант альбома. Вот пояснение Егора Летова из оффлайн интервью 2004го года на нашем сайте: «...Задуман он был еще в конце работы над «Солцеворотом», с Кузьмой. Песен должна была быть целая куча, двойник, а то и тройник. Причем не «ГО», а «Коммунизм». Среди прочих — песня из фильма «Король-Олень», «Все еще впереди», «Мы вращаем землю» Высоцкого и т. д. и т. п. Часть песен должен был петь Кузьма, он их подбирал под себя, часть — я». Как видно из списка, в альбоме должен был также участвовать и Джефф.
    Из другой части оффлайн интервью: «Вообще замысел «Звездопада» надо рассматривать с позиции стремительно меняющегося времени. 10 лет назад, до его собственно записания, это был один из проектов Коммунизма и носил сказочный характер (песни из к/ф «Король-олень», «Русалочка» плюс опусы ранних 60-х, конца 50-х). После 93го сугубо политический проект (песни «Мы вращаем землю», «И вновь продолжается бой» и т.п.). Впоследствии тот «Звездопад», который возник. Всё надо делать вовремя, но это не всегда получается. В данном случае к лучшему!».
  • Ранняя рукопись, датируемая 1994м годом, со списком песен к планируемому альбому «Родина».
  • Более поздний и расширенный список к альбому, озаглавленному «Родина».
  • Макет оформления для нового издания альбома, подготовленное Егором для издательства «Выргород» в 2007м году.
  • Макет оформления для планируемого упрощенного издания альбома, подготовленное Егором для издательства «Выргород» в 2007м году.

Гражданская Оборона.  Звездопад


На всю оставшуюся жизнь.

10 сентября исполнилось 46 лет со дня рождения Егора Летова, а 15 сентября увидела свет долгожданная вторая окончательная версия альбома «Звездопад», ставшая последней студийной работой «Гражданской Обороны».

«На всю оставшуюся жизнь» — так Егор поначалу планировал назвать альбом, в итоге получивший имя «Звездопад». Это уникальная пластинка, коллаж, в котором есть страсть и ярость, мудрость и печаль, трогательность и величие. 6 лет назад, в 2004-м и тоже 15 сентября, вышла «Долгая счастливая жизнь», альбом, обозначивший новую высоту в истории «Гражданской Обороны». Вслед за ней была «Реанимация» в 2005-м и прощальная «Зачем снятся сны» в 2007-м. Но уже после завершения работы над последней пластинкой – точнее говоря, пластинкой, СТАВШЕЙ последней – «Гражданская Оборона», дав серию концертов, продолжила студийную работу. В августе и сентябре 2007-го Егор Летов, Наталья Чумакова и Александр Чеснаков занимались пересведением и реставрацией альбома «Звездопад», и закончили этот труд 9 сентября.

Гражданская Оборона.  Звездопад «Звездопад» был записан в 2000-2001 гг., а в 2002 вышла пластинка, ныне являющаяся коллекционной редкостью, ее тираж давно закончился. Как и со многими другими альбомами Егора Летова, понимание этого произведения пришло не сразу, а уж рецензий и вовсе было до обидного мало. И сколько бы ни говорилось о том, что художник творит для вечности, а сиюминутная суета его никак не трогает, это все же неправда. Но главным стимулом для переработки записанного материала послужило вовсе не это, а собственная неудовлетворенность Егора полученным результатом. И в итоге он создаёт новую версию «Звездопада». Запись полностью пересводится, в стене звука ощутимо и мощно становятся слышны партии гитар и басса, а само звучание становится гораздо более насыщенным и плотным. Флейта в песне «Шла война» заменяется электроорганом «Роланд», а саксофон в коде «На дальней станции сойду» уступает место шквалу гитар, выведенных при пересведении до настоящего хаоса. Кроме того, добавляется один студийный трек и два live-бонуса. Два концертных трека – это «Туман» с акустического выступления Егора Летова в Барнауле в 2003-м году и «Солнце взойдет» с концерта «Гражданской Обороны» в ДК Горбунова 29 апреля 2004 года. А песня «Зачем снятся сны» с вокалом Натальи Чумаковой и клавишами Александра Владыкина (экс — «Калинов Мост») – вот это еще один настоящий сюрприз, привет с того берега, подмигивание и перекличка с тем самым последним – одноименным — альбомом. Это последняя записанная в студии песня «Обороны». Так получилось не специально, но вышло очень искренне и трогательно. Любимый прием Егора – длинные вторые части песен со всякими инструментальными и звуковыми «наворотами», напоминает здесь концовку Янкиной песни «Придет вода» с ее посмертного альбома. И все это кажется не случайным, а исполненным того самого значения, которого так сразу и не осознать. «Если все это – неправда, зачем тогда снятся сны?!».

«Звездопад» объединил в одном могучем полотне рок-андеграунд и советскую песенную традицию. Будучи сам прекрасным мелодистом, Егор собрал в альбом прекрасные песни 1960-1980-х гг. Среди их авторов — Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и Вера Матвеева, Пётр Фоменко, композиторы Микаэл Таривердиев, Вениамин Баснер, Эдуард Артемьев — целое созвездие Мастеров и гениев. В первых списках, подготовленных Егором еще в 90-е, вместе с Константином Рябиновым, который тоже должен был спеть несколько песен, было много великолепного материала. Здесь «Мы вращаем землю», «Ты припомни, Россия», «Черный ворон», «Хочется жить», «И вновь продолжается бой», «Как тебя зовут», «Мой адрес – не дом и не улица», «Ты погоди», «Лесной олень», инструментальное «Возвращение бременских музыкантов», «Кто тебя выдумал, звездная страна?», «Тихий марш», «Огромное небо», «Там, за облаками», «Песня о Братске», «Песня о тревожной молодости», «Полюшко-поле», «Песня о знамени», «Дорога на Берлин» и даже песня из мультфильма «Русалочка» 1968 года на стихи Александра Галича. В итоге художник выбрал нужные полотна и краски, создав монолитный коллаж.

«Звездопад» — первая пластинка «позднего» (2000-е) периода «Гражданской Обороны» и Егора Летова, мудрого и строгого, оставившего позади и эпатаж, и прочую социальную суету. Альбом изначально задумывался большим, из двух частей, причем вторая часть должна была стать англоязычной. Вот что говорил по этому поводу сам Егор: «Звездопад» так и был задуман как диптих, одна часть которого была бы из советских песен 60х годов, а вторая — англоязычная. Могу сказать, что туда обязательно вошла песня Shocking Blue «The Long and Lonesome Road», Beatles «I’m Only Sleeping», Love «Always See Your Face», Tomorrow «Hallucinations», Byrds «Thoughts and Words», Tornadoes «Telstar»… В общем, был даже целый список. Идея эта родилась еще во время записи «Солнцеворота», то есть где-то в 95-97м году, еще с тем составом, что очень важно. «Звездопад» вышел совсем не таким, каким был задуман, потому что, например, в нем нет песни «Все еще впереди», которую должен был петь Кузьма, песни из к\ф «Король-Олень» и др. Времена меняются, меняется подход».

Егор Летов в гостях у Александра ВладыкинаУ пластинки есть предыстория: она уходит корнями в «Туман» с «Хроники пикирующего бомбардировщика», перекочевавший потом в «Сто лет одиночества», в Янкины перепевки советских песен на «Коммунизмах». В историю записи песни «Зачем снятся сны» — ее много раз пытались записать в гаражном духе, откуда и взялась куча инструменталов с этим названием (они встречаются на разных студийных сессиях, начиная с 1992 года — как изданных, так и оставшихся в архивах). Но самое главное – это как Егор поет эти песни, какими неожиданными красками они играют в его исполнении. Летов умел сделать так, что песни становились словно бы его собственными. А ещё это в некоторой степени и последний альбом «Гражданской Обороны»: работа над окончательной версией «Звездопада» была завершена меньше чем за полгода до смерти Егора Летова. Наряду с прощальным полотном «Зачем снятся сны», «Звездопад» стал самой тёплой и светлой работой «Гражданской Обороны» и Егора Летова: «Это родственные, во многих из которых меня как личности больше чем в собственных, песни».

«А сегодня я воздушных шариков купил, полечу на них над расчудесной страной». Над страной, жить в которой сложно, но безумно и ужасно интересно.

Алексей Коблов, август-сентябрь 2010.


Рецензии:

Журнал Афиша.

Звездопад Столкнувшись с житейской необходимостью соорудить новую пластинку, Егор Летов просто перевел стрелки на другую эпоху и записал программу советских песен.

Вообще, в словах "новый альбом "Гражданской обороны" кроется что-то заполошно-торжественное, слегка даже смешное. Прямо как Норштейн "Шинель" закончил или Саша Соколов точку в новом романе поставил. Но есть, поверьте, от чего и торжествовать, есть зачем и встрепенуться: ведь последние альбомы сокровеннейшей русской группы вышли по весне аж 1997 года. Примерно тогда же на каком-то концерте Летов заявил о своей готовности писать пластинку советских песен. Получилась она лишь к ноябрю 2001-го. Пока разбирались с правами, прошло еще полгода.

Смысл "Звездопада" заключается в том, что Летов поет стихи Михаила Анчарова, Юрия Энтина и Булата Окуджавы, а играет музыку Владимира Шаинского, Яна Френкеля и Вениамина Баснера. Есть еще Высоцкий, Вера Матвеева и "Бременские музыканты". На дальней станции сойду — запахнет медом. Не будет он напрасным, наш подвиг благородный. Солнце взойдет.

В вокале Летова есть что-то непоправимое: однажды пропетая им песня навсегда становится его собственностью. Пользуясь этой завидной особенностью голоса, Летов поет песни советских композиторов как свои, что делает "Звездопад" полноправным альбомом "ГО", а не коллекцией нетривиальных каверов.

Собственно говоря, Летов и до того охотно пел так называемые советские песни. Однако "Звездопад" вовсе не похож на чудесный полуфольклорный хеппенинг, памятный по пластинкам "Лет ит би" и "Солдатский сон", как не похож он и на русско-прорывный экстаз любимой в свое время Летовым пахмутовской песни "И вновь продолжается бой".

Помнится, на смычке восьмидесятых-девяностых иные деятели контркультуры пеняли Летову на его неуемные страсть и отчаяние, а в пример ставили спокойную стоическую грусть. Кажется, они таки дождались.

"Звездопад" — солнечный зайчик нелепого мира. "Звездопад" — самый грустный и трогательный альбом "Обороны". "Звездопад" — первый летовский диск, под который не хочется ни пить, ни заходиться в подражательном вое, ни разворачивать красное знамя дедов и отцов (с похожими настроениями индустриальный классик Бойд Райс перепевал в 93-м нежнейшие хиты шестидесятых).

СССР Егора Летова — империя не зла и не страсти, но чувств. Тут не ностальгия и не гордость, но одна только светлая печаль. Альбом получился каким-то совершенно домашним и телевизионным. Песня красноармейца из "Кортика", "На дальней станции сойду", "На всю оставшуюся жизнь", "Песня о циркаче" — все это восхитительное наследие беспечных повторных телепросмотров наводит на единственное щемящее воспоминание: сейчас день, а ты по каким-то неплохим причинам остался дома. А уж когда звучит финальный Артемьев из "Своего среди чужих", перед глазами так и встают блеклые субтитры, исполненные под чутким руководством редактора Ээро.

У меня с этим альбомом свои счеты. Я впервые услышал группу "Гражданская оборона" в пятнадцать лет и, помню, немедленно увяз в щедро предложенной системе образов, настроений и координат — в каковой так или иначе и пребывал до недавнего времени. Так вот, сильнейшим своим "Звездопадом" Летов вывел меня из им же навязанной системы, отбросил меня в совсем давнишнее, "дооборонное" состояние, затронул какие-то струны, до каких ранее не желал доставать.

"Звездопад" — это путешествие в то блаженное, маленькое и глупое состояние души, когда она еще знать не знала ни про какие мясные избушки. "Звездопад" — это езда в тот мир, где все летел и летел лепесток через запад на восток, а на Берлин шел один только плюшевый мишутка. "Звездопад" — всего лишь, как спел бы сам Егор, детский мир.

Это детский мир, а-а-а-а-а-а!!!

Максим Семеляк | 20 марта 2002.


Газета "Время Новостей".

Звездопад О том, что следующий альбом "Гражданской обороны" будет состоять из перепетых Егором Летовым советских песен, было известно давно. Но во времена, когда многие недавние панки свернули на пылающую тропу национал-патриотического "Русского прорыва", а свои концерты Летов неизменно заканчивал исполнением песни "И вновь продолжается бой", он представлялся проектом вполне однозначным. Казалось, что не альбом это будет, а распахнутое настежь окно РОСТА, призывный лозунг, громокипящий "Левый марш" — с непременным посвящением "героическим защитникам Дома Советов в октябре 93-го". Да только, как пел в свое время сам Летов, вышло по-другому. Вышло вовсе и не так.

Никакого "юного Октября впереди" нет и в помине. А есть песня из "Кортика" — про пулю, которая "знает точно, кого она не любит". Есть Высоцкий с нечасто вспоминаемым "Белым безмолвием". "На всю оставшуюся жизнь" и "На дальней станции сойду". Песня трубадура из мультипликационных "Бременских музыкантов". "Каравелла", "Красный конь" и заглавный "Звездопад". А в качестве коды — инструментальная тема Эдуарда Артемьева из "Своего среди чужих".

Десятилетней давности интервью журналу "Контркультура" (взятое, как впоследствии выяснилось, самим Летовым) заканчивалось утверждением: "А насчет духа, то он ведь всегда и везде, ничего ему не сделается, если где-то убывает, то где-то и прибавляется, и я знаю, что оно есть и там все наши — и художник Пурыгин, и скульптор Сидур, и режиссер Параджанов. И я там, а вы — здесь. Счастливо оставаться". С того времени много чего успело "случиться и получиться": прошла целая эпоха 90-х, за которую Летов с завидной последовательностью не уставал себе противоречить. Но те давние слова были произнесены и напечатаны как будто специально для того, чтобы дождавшись своего часа, стать самой емкой и точной рецензией на "Звездопад". Список творцов, названных Летовым (тогда еще однозначно воспринимаемым большинством в качестве радикального нонконформистского гуру), теперь не кажется странным. Кичевые мистерии Параджанова, эксперименты с архаическими формами у Сидура (кстати, один из скульптурных его циклов назывался "Гроб-арт"), блаженный наив Пурыгина на самом деле оказались для Летова самыми заветными и близкими. Не случайно в оформлении обложки "Звездопада" использованы картины югославских примитивистов знаменитой Хлебинской школы — Михая Доскалу, Матия Скуржени, в первую же очередь — гениального Ивана Генералича. В советские времена альбомы югославских самоучек были непременным атрибутом библиотеки любого мало-мальски "культурного" дома. Сегодня про этих художников немного кто помнит, но их красные быки, огромные подсолнухи и дома-гнезда остались в подсознании образами смешной, нелепой и трогательной гармонии. Ту же самую наивную Благодать Летов обнаружил в пресловутых "советских песнях". Здесь нет упоения былинной мощью Империи. Нынешний летовский адрес — не дом, и не улица, и даже не привычный Советский Союз, а какая-то безударно-прописная "Родина" из школьных словарных диктантов, та самая "моя страна", контуры которой проступали под мелками участников конкурсов детского рисунка на асфальте. Хрупкий и призрачный мир, для уничтожения которого не нужно ни ковровых бомбардировок, ни козней всемирного заговора, ни конца света — вполне достаточно тюбика краски из песни Веры Матвеевой "Про черную гуашь и надежду". Летов, умудрившийся вопреки всем ожиданиям "с высокой ветки в детство заглянуть", понимает это лучше прочих. Как понимает и то, что гуашью дело все равно не ограничится. Свои собственные "семь шагов за горизонт" он давно уже сделал, "принял решение" (как лирический герой одноименной композиции Таривердиева — Поженяна), и наверняка уже не будет новых собственных песен, а если даже и будут, то воспринимать их придется совсем другими органами чувств, нежели былые его творения. Он там — мы здесь. "Звездопад" — его прощальная открытка "оттуда". Но в летовском "счастливо оставаться" нет больше ни отчаяния, ни гордыни, ни язвительной ярости. Переход из одного мира в другой происходит теперь не благодаря экстатическому, страшному и мгновенному "прыг-скоку", а нежно и колыбельно, но от того еще более неотвратимо. Вниз по волшебной реке Стикс. Опрокинулся на спину И остыл среди осин. Матушка, не плачь по сыну — У тебя счастливый сын. Музыка Исаака Шварца, стихи Булата Окуджавы.

Станислав Ростоцкий | 20 марта 2002.


Другие рецензии:


Ссылки:


 Гражданская Оборона.  Звездопад


_