Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 12.09.05

Источник: www.gr-oborona.ru

Евгений, Киев
Егор, у меня возникли к вам два абсолютно разных по сути вопроса:
1. Как вы относитесь к творчетсву Pink Floyd?

— Pink Floyd периода 66-69, пожалуй, лучшая психоделическая группа Британии на тот момент вместе с Tomorrow, Kaleidoscope, Deviants, Beatles, July, Pretty Things, Nirvana, The End, Misunderstood и т. п. «The Piper at the Gates of Dawn» и «A Saucerful of Secrets» вообще одни из лучших пластинок в истории рока. Очень правильная музыка и поэзия, и вообще подход и дух. Нечто подобное я встречал, пожалуй, только у Group 1850 — альбом «Paradise Now». Вещь «Set the Controls for the Heart of the Sun» в свое время капитально на меня повлияла. Впоследствии, к сожалению, Pink Floyd стали играть очень скучную музыку. За исключением, пожалуй, «Wish You Were Here».

2. Бывало ли с вами такое: ваш внутренний мир абсолютно менялся под действием каких-либо факторов? Если да, то как лично вы к этому относились — с интересом, с желанием вернуться обратно к «самому себе», или как-то по-другому?

— Да, менялся, менялся, меняется и, надеюсь, будет меняться под действием всяческих факторов — внешних, внутренних, каких угодно. Это и есть, собственно говоря, процесс жизни. Как я к этому отношусь? Живу, учусь, меняюсь. Не шибко задумываюсь, как это, зачем, почему и так далее. Это просто какая-то естественная, от тебя не зависящая вещь. Если человек полный идиот, то он, конечно, старается максимально отгородиться от этого всего. А если подходить творчески, то всё — зерно на мельницу.

ДрОн, Волгоград.
Уважаемый Игорь Фёдорович, ответьте мне пожалуйста на вопрос. Заранее спасибо. Ведётся ли работа над новым альбомом. Если да, то как долго его ждать?

— Материал для него готов. Все упирается в свободное время. Если не давать концертов, то можно было бы сейчас начать запись. Дело в том, что если что-то делать, нужно иметь бессрочный запас времени впереди. Если ты ограничен какими-то месяцами, полугодиями, то это уже чемоданное состояние и ничего путного создать невозможно. Могу лишь сказать, что альбом будет концептуальный, цельный и посвящается он астронавтам внутренних пространств всех времен и народов. Первая песня так и называется — «Слава Психонавтам».

Алексей Жаров, г. Нью-Йорк
Егор, будут ли в ближайшее время (пол года), выступление-я ГО в г. Нью-Йорке.

— Надеюсь, будут, и в самом скором времени.

Константин, г. Москва
Егор, как ты считаешь, почему The Doors стали известны на весь мир, а Love тоже известны, но не такому широкому кругу, особенно в России? Справедливо ли?

— Про Россию мне трудно судить. Так как я в прошлом профессиональный торговец пластинками, то могу компетентно утверждать, что у нас очень искаженные критерии популярности и востребованности. Например, если взять среднемассовое мнение российского «рокера», то Troggs или Hawkwind или там Vanilla Fudge у нас не знает практически никто. Или понаслышке. А в мире знают все! На них равняются или отталкиваются. Во всяком случае, это очевидные величины. А у нас зато культовая группа Shocking Blue! которая в мире вообще никому не нужна, даже в Голландии. Почему это происходит, об этом можно долго дискутировать, это уже другой вопрос. По сей причине можно сказать, что по разным опросам всяких солидных изданий альбом «Forever Changes» либо лучший, либо в десятке лучших рок-альбомов прошлого столетия. Про Doors ничего подобного сказать не могу. Кроме того, Love — группа элитарная, очень специфическая, по текстам вообще равных не имеет. Группа что называется «для своих», декларативно. А Doors — это вообще другая опера от начала до конца. Такая, красочная, трагическая показуха. «Коммерчески успешно принародно подыхать» (Янка). В Doors есть нечто вот такое, что меня всегда как-то отталкивало.

Дмитрий, Оренбург
Во-первых: ОГРОМНОЕ спасибо!
Во-вторых, вопросы:
1. Егор, вот прочитал «Дао Де Цзин» и пришел в некое смятение: чаша, незаполненная до краев, внутреннее спокойствие и гармония, не зависимо от обстоятельств в окружающем тебя мире — отсюда истинное творчество, СВОЕ творчество. В твоем случае (особенно в ранних альбомах (прости, пожалуйста, просто очень интересно, что ты ответишь)) творчество слишком тесно переплетено с внешними «помехами». Где же истина? Не про это ли ты говорил в предыдущих ответах, мол вообще б без слов творил, или «Кто б тебе поверил, если б ты был умен»?
2. Я знаю, в свое время ты практиковал магией и т. п., контактировал ли ты с «тем» миром, изменял ли потоки своего сознания? Посоветуй, пожалуйста, какую-нибудь литературу на эти темы.

— Если вы уж начали читать подобную литературу, то не задавайте таких вопросов, а лучше перечитайте всё, что цитируете, еще раз и еще раз. Лао Цзы писал совсем о другом!

Flying Michael, Hamburg
Егор, спасибо за творчество. В какой-то момент, лет десять назад, оно изменило нашу жизнь и повернуло ее в другое русло. На альбоме «Солнцеворот» указано, что Кузьма помимо всего прочего играл на «дуремике». Всегда было интересно, что же это такое?
Спасибо. Джа на нашей стороне.

— Дуремика — это такая детская пластмассовая дудочка с клавишами, у многих из нашего поколения такая была. Она вообще-то называется «DOREMIKA», но в силу обстоятельств в букве «О» стерлась верхушка и стало «U». На ней Кузьма дудит в концовке «Кому на этом свете жить хорошо» и «Как в покинутом городе».

Сергей, Ст. Оскол
Посидели бы вы, побеседовали с Томом Уэйтсом за чашкой кофе?

— Нет, не стал бы. Как-то Уэйтс меня никогда не трогал, не интересовал. Хотя он, скорее всего и хороший. Мы как-то с ним не пересекаемся.

Nikson
Здравствуйте, Игорь Федорович. Что вы думаете о проекте Питера Гринуэя *Чемоданы Тульса Люпера* и связанном с ним манифесте *Кино умерло, да здравствует кино*? Не имеют ли косвенной связи ваш образ сумки из *Беспонтового пирожка* и образ чемоданов Тульса Люпера, кои *содержат не только новую зубную щетку и чистую сорочку, но могут быть хранилищами более метафорического толка, свидетельством честолюбия, вины, мечтаний, тайной истории, одержимости, иронических наблюдений или чисто коллекционерской мании.* (цитата ArtHouse. ru). И вообще, будущее искусство — это мультимедийный комплекс, доступный на различных носителях и взаимодополняющийся ими (книги, интернет, аудио-видео, ROM-ы), позволяющий максимально полно и эффективно слить *жизнь* и *замысел художника*, а также способствовать появлению *нового языка и нового мышления* — Вы согласны?.

— Отвечу попозже, только что купил его (Люпера) на ДВД, еще не смотрел.

remedios, г. Волгоград
Егор, добрый день.
Хотелось бы вернуться к этой теме: как Вы относитесь к К. Кастанеде? И к различного рода эзотерическим практикам — имеет ли для Вас смысл заниматься чем-то подобным?

— К Кастанеде отношусь хорошо, отличная попсня, великолепная. Особенно первые три тома. Четвертый и восьмой тоже ничего. Всё это вообще хорошо и занятно, если не читать профессионалов на эту тему и не заниматься этим самому. Я бы вообще не занимался никакими магиями и тому подобными ужимками и прыжками выше головы, если бы у меня под руками были средства, изобретенные господами Хоффманом, Шульгиным — и им подобными. То, что они сделали — высшее достижение человечества за последние сотни лет. И вообще, все лучшее, что мы имеем сейчас в духовной сфере, это последствие их деятельности.

Дмитрий, г. Омск.
1. Как относитесь к последнему альбому Черного Лукича «Мария»?

— Хороший альбом. И вообще Лукич хороший человек. Мне нравится то, что он делает. Легко, весело и без пафоса.

2. У Жени Махно есть очень хороший, на мой взгляд, сольный альбом «Падал прошлогодний снег», записанный с Вашим участием. К сожалению, Жени сейчас с нами нет, а его альбом ходит только на магнитофонных кассетах и доступен для ограниченного количества людей. Не думали ли выпустить его на CD, чтобы с ним могли познакомиться все желающие не только в Омске, но и в других городах?

— Это вопрос не ко мне, а к выпускающей фирме (в данном случае — ХОР-music). У нас нет даже оригинала записи, ADAT-кассету он забрал перед смертью.

3. Вы уже много рассказывали о переиздании альбомов группы на Мистерии. Хотелось бы узнать, когда планируется выпуск данного издания и будет ли дополнен ранее не издававшимися вещами альбом «Сто лет одиночества». Я слышал, что при его первоначальном сведении и издании в него вошел не весь готовившийся материал.

— Мы отдали его на выпуск, и теперь это зависит от выпускающей компании. Альбом дополнен не будет, это цельная концептуальная вещь, нечто вроде оперы, где нельзя ничего ни выкинуть, ни прибавить (в отличие, скажем, от «Прыг-Скока»). Сейчас, единственное, что можно сказать, он будет звучать в соответствии с первоначальным замыслом.

Виталя Шэ, г. СПб
Здравствуй, Егор!
Мне бы хотелось узнать следующее: В одном из интервью ты говорил, что в песне «Все идет по плану» изначально было написано более 20-ти куплетов. Были ли они записаны на пленку? Напиши, пожалуйста хотя бы парочку из этих неизвестных куплетов , если ты их еще помнишь!

— Это было в черновиках, которые уничтожились в году 90м, во время глобальной генеральной уборки. Разумеется, ничего не помню. Одно могу сказать, что куплеты представляли собой меняющиеся сюжеты программы новостей центрального телевидения, и которые были позанятнее — я оставил, а что поскучнее — выкинул, вот и всё.

Сергей, Томск. Здравствуйте, Игорь Фёдорович!
Не могли бы вы подробнее рассказать об аппаратуре используемой вами при записи альбомов (гитарные примочки, клавишные и т. д.) и вообще как происходит запись, как вы добиваетесь необходимого звука? Спасибо.

— Напишите конкретно, что вас именно интересует, потому что для каждого отдельного случая — часто вплоть до отдельной песни — используется специфический спектр аппаратуры. Раньше была ленточная специфика, потом ADAT-овская, потом Roland workstation, а сейчас компьютер. От записывающего агрегата зависит очень многое: примочки, микрофоны, именно от этого всё и пляшется. Самая тяжелая ситуация, которую я помню, возникла во время записи «Солнцеворота» и «НЛБ». Мы не успели перестроиться к цифровому звуку и оказались в какой-то степени беспомощными. Все предыдущие коронные «фишки» уже не работали в этом режиме, а компенсирующие это новинки были нам тогда не знакомы. В дальнейшем мы все это освоили и наверстали, и еще и напридумывали новые собственные специфические средства. И продолжаем разрабатывать и изобретать.

Игорь М, Москва
1) Игорь Федорович, назовите, пожалуйста, любимые современные японские группы

— Я, сразу скажу, неважно знаком с современной японской сценой. Попадается очень много САМОГО РАЗНОГО. Очень она разнообразна . Много экстремальной музыки самого разного свойства, что очень радует. Из сравнительно современного слушаю Acid Mother Temple, Maher Shalal Hash Baz, LSD-March, Ground Zero, Yximalloo, Mainliner, Green Milk from the Planet Orange, Happy Family, гитарный нойз и психодел. В основном же предпочитаю представителей GS-Sound, японский эквивалент нашего отечественного ВИА 60-х годов.

2) Что вы слушаете конкретно из электроники (исполнители)?

— Residents и Silver Apples. Может, Faust в некоторой степени. Вообще тяготение испытываю к гитарно-барабанной музыке.

Елена, Клин
1. Зная, что бесполезно спрашивать о том, про что для тебя песня «Без Меня», спрошу по-другому. Егор, ты помнишь, как ты написал эту песню? Что дало толчок к написанию?

— Толчком был собственно Кузьма. Вспомнил про то, как он однажды гадал на И-Дзине. И ему выпала гексаграмма 33 — «Бегство». В оригинале я так и хотел песню назвать — «Гексаграмма 33», но решил, что будет уж совсем глупо и пафосно. В дальнейшем суть гексаграммы была не важна — возник практически идеальный психоделический ход. Остальное было делом техники.

Борис Суранов
Доводилось ли общаться с волшебными грибами?

— Да, доводилось, причем с мексиканскими.

Илья, город Казань
1. Книга «Егор Летов. Стихи», Москва, 2003. Интересует меня следующее:
а) зачем в ней тексты песен? Раньше ты всегда протестовал против их опубликования, справедливо замечая, что песни петь надо или слушать, а не читать. Твоё мнение изменилось?

— Я оставил те тексты песен, которые работают самодостаточно, причем некоторые из них изменил, а некоторые сократил для достижения необходимого эффекта.

б) почему нет ни одного стиха, написанного позднее 1997 года? Всё-таки шесть лет прошло до выхода книги.

— Книга издавалась сама по себе(смутная, тягостная гамазня в типографии и тому подобное), я что-то писал сам по себе. Друг друга мы никак не касались. Книга закончилась на том цикле стихов и песен, на котором она закончилась, и это очень хорошо. Ибо я за эти 6 лет очень изменился. Вообще вышел на новый уровень. Поэтому получилось очень нескучно.

в) почему вошедшие в книгу стихи и песни расставлены так своеобразно, как будто составитель нарочито их перемешивал, пытаясь создать впечатление хаоса и отсутствия временнОй последовательности?

— Примерно так оно и было. Я подходил к этому по принципу Терентьева-Зданевича-Кручёных (о опечатках и типографиях). Единственное, что оставалось незыблемым, — принцип первого и последнего текста, чем начинается и чем кончается. Всё остальное вольная или случайная импровизация. То, что получилось, мне понравилось.

2. Чем для тебя является стих про то, «как в покинутом городе считали мы деньги с тобой»? Написанный добрый десяток лет тому назад, он всплывает то на «Невыносимой лёгкости бытия», то, в виде отрывков, на «Реанимации» в песне «Убивать». Необычная судьба. Нет ли в природе записи, где он исполняется целиком?

— Наконец-то очень правильный вопрос. Часть вторая (длинная) — наверное, самое глобальное мое текстовое произведение вообще. Сочинялось в течение многих лет (Дата, указанная в книге — просто дата одной из окончательных редакций.) Это такая бесконечная тема, такая картинка, настроение, состояние. То, что проходит через всё наше творчество. Честно, говоря, приятно, что это кто-то заметил. Есть такая запись. Возможно — выйдет на доселе несведенном и неизданном альбоме, который записали «Опизденевшие» в 92-93 годах.

3. Какое твоё отношение к наукам, к математике, физике? Понятно, что сам ты не занимаешься, а как тебе вообще эта область человеческой деятельности?

— Отношусь с глубоким уважением. Всё это очень здорово.... но всё это принцип постижения реальности, которую я в силу своей природы не могу разделять. Я скорее визионер, если можно так выразиться.

Денис Н., Москва
1. В прошлый раз ты назвал свои любимые альбомы. Среди них многие вышли в переиздании с другим мастерингом и редкими бонусами. Например Love «Forever Changes» и Ramones «Too Tight To Die». Приобрел ли ты их в новом обличии или предпочитаешь слушать диски из старой коллекции? И не является издание на Мистерии неким подобным актом?

— Да, может быть, и подобным. Я только рад, когда всплывают из небытия всевозможные неизданные по тем или иным причинам артефакты. Как, например, «Forever Changes» в новом издании, я там обнаружил песню «Wonder People (I Do Wonder)» в оригинальном, того времени, исполнении, что добавило новых красок к пониманию, как все это задумывалось. Я вообще по своей природе какой-то архивариус, мне всегда было больно, когда исчезают или прозябают некие важные, но не очень очевидные составляющие бытия. Посему я с самого раннего возраста, насколько это было возможно, пытался всякими доступными с способами зафиксировать исчезающее бытие путем фотографии, (которой я занимался с детства), записи и т. д.. Благодаря этому, возможно, и сохранилось изрядное количество фотографий, а также звуковых документов начального периода нашего творчества.

2. Много ли в твоей коллекции «родных» дисков западных команд и много ли пиратских? Для тебя есть различие?

— Много «родных», однако много и пиратских, а также переписанных у друзей и знакомых, а также скачанных с интернета. Если нет ущерба качеству, то, разумеется, и разницы никакой. Разве что дешевле на порядки. Кстати говоря, есть такие пиратские издания, которые дают сто очков вперед так называемым «родным». Например, Kinks отечественного производства, недавно изданные серией.

В. К — Мурманск
Здравствуйте, Егор.
Вы наверняка читали такого писателя (и поэта) Даниила Хармса. Мне показалось странным, что Вы его не назвали в списке своих любимых книг. Я всегда думал, что он очень близок Вашей поэзии именно «темной» и «мрачной» стороной своего творчества (которая, наверное, как раз и образует Хармса как великого поэта и гения). Это случайное упущение (что он не был назван), или не интересен Вам он совершенно?

— Да, это случайное упущение, с другой стороны, я не могу назвать поименно всех, кого хотел бы, для этого не хватит ни времени, ни пространства. Я, конечно, упомянул бы ВСЕХ обериутов. Практически всех футуристов.

Джон Дикий, Израиль.
Егор, как ты оцениваешь гитару «Rickenbacker» с точки зрения звука и качества? Стоит ли покупать, и насколько он дорогой? И второй вопрос — что ты насчёт «Фэндер» думаешь?

— Я вообще считаю, что нельзя кому-то что-то советовать касательно инструментов. Это вообще чуть ли не интимный вопрос, если следовать Хендриксу. Это зависит от того, что вы собираетесь на ней играть, какие звуки извлекать, как выглядеть (что тоже немаловажно). Бывает так, что смена инструмента полностью меняет манеру музыканта. Rickenbacker-ы мне всегда нравились с детства, их бассы, я считаю, вообще вне конкуренции. На их гитарах играли и играют мои любимые музыканты: The Who, Byrds, Jefferson Airplane, вообще вся гаражная Калифорния. Инструмент очень специфический. Узкий, крайне удобный гриф. Собственные уникальные датчики. Ручная сборка. Посему не сказать, что дешевый. Fender совершенно из другой оперы. Кому-то нравится. Вот, например, Саня Чеснаков у нас категорически предпочитает Gibson Les Paul, тоже любимая у него с детства модель и идеально подходит для его стиля.

Скорик, Севастополь.
Концерт Обороны и Янки в МЭИ в `90 году — один из ярчайших (на мой взгляд), существует ли он на видео?

— Якобы существует, есть такая легенда. Но никто никогда его не видел. Время от времени появляются люди, которые предлагают его за деньги, но потом исчезают с концом.

Surfer on a cloud.
Егор, нравятся ли тебе альбомы достаточно самобытных групп, записанных вместе с каким-нибудь хорошим музыкальным продюсером, который добавляет что-то свое. Ramones «End Of The century» на мой взгляд достаточно интересным вышел. Не хотел бы и ты что-то такое попробовать?

— Нет, не хотел бы. Я сам себе продюсер. Продюсер — это вообще главный человек проекта, а вовсе не музыкант, или, во всяком случае, не совсем музыкант. Тем и хороша независимая сцена, что музыканты сами стали продюсировать свои альбомы. При этом мне трудно представить существование единственной пластинки St. John Green, без Кима Фаули, Psychedelic Furs и множество отличнейшего пост-панка 80-х без Стива Лилливайта, Joy Division без Мартина Хэннета, Chocolate Watch Band и Standells без Эда Кобба.

Ванюха С.
У худ. оформление альбома «Реанимация» существует какое-то название, как например внешняя сторона обложки «Сто лет одиночества»?

— Нет, не существует. Просто конкретная картинка для конкретного альбома. В предыдущих случаях это было иначе.

Электровеник, г. Кемерово
Здравствуйте, Игорь Федорович!
Вопрос по еше дохоровскому «Посеву». Какое такое стихотворение вы настойчиво уговариваете прочитать Кузьму, а он отказывается, мотивируя это неподходящим настроением и неподхлодящим голосом? И почему данный раритет не включен в хоровский «Посев»?

— Сия вещь реставрирована и воссоздана из пепла то ли как для Коммунизма 13, то ли как бонус к какому-то еще. Запись данного трека произведена во время работы над «Чудо-Музыкой». Кузьма явился на запись в компании с женой, по сей причине страшно закомплексовал, когда дело дошло до странных, скажем так, текстов несколько похабного свойства. Я уж не помню, о чем именно шла речь, но, кажется, мы с Манагером пытались заставить Кузьму прочитать что-то из его раннего. Он жестоко засмущался и ушел, а магнитофон был включен. Вот, собственно, и всё. Получилась очередная «Конкретная музыка №», которой я в то время очень увлекался.

Igor Voloshin
Вы уверены, что «Мы проснемся на другом берегу» ? А может быть, лучше вообще не просыпаться?

— Это кому как. Каждый — кузнец, простор открыт и прочие народные истины и измышления.

Noch, Москва
Если можно, очень хотелось бы узнать (или хотя бы намекните) — все таки кто такие Белые Солдаты? Это особенно интересно, т. к. помимо песни, ИМ вынесена отдельная благодарность в двух последних альбомах. Мое скромное предположение: не те ли это случайно, которые «и я ИХ увидел»?

— Когда говорится «Белые Солдаты» или тому подобные вещи, это не загадки «кто бы это угадай», и не какое-то вещество (как некоторые думают), и не мумий-троллевская галиматья, это натуральные Белые Солдаты. Кто понимает — тот понимает, и улыбается среди войны.

Егор Летов.
12.09.05

_