Столетний Сияющий Звездопад (рецензия альбома ЗАЧЕМ СНЯТСЯ СНЫ)

Автор: lj user sanchezz14

Альбом у одной из немногих по-настоящему независимых российских групп получился светлый искрящийся бодрый и резвый. Если предыдущая «Реанимация» казалась светлой лишь в сравнении с первой частью двойника – «Долгой счастливой жизнью», и тяжелых, давящих моментов на ней хватало, то нынешнее творение отличается умиротворенным «добрым сиянием» и «пестрой сумятицей». Здесь движение аккурат «со скоростью мира» — Летов переходит совсем уже на макро-уровень восприятия реальности и бытовым земным вопросам отводится роль ироническая и курьёзная: «радостно в магазин», «празднично на футбол». Такой «танец для мертвых» сквозь толстое стекло отчуждения предлагается обывательской моделью поведения. Снисходительно посмеиваясь, перешагивает Егор через свой «веселый труп» напролом и наотрез в ураган внутреннего космоса. Обратной дороги нет, как нет и брода в этом сияющем пламени. Открывается альбом мощным гимном «Слава психонавтам», тем самым пионерам глубин сознания, дерзнувшим заглянуть в неизведанное. Сам Летов отдает дань уважения Артуру Ли, лидеру команды «Love» («И упал он этим летом, ослабели корпуса», трэк «Фейерверк») и Сиду Барретту («Pink Floyd»).

Светлой памяти этих выдающихся музыкантов собственно и посвящена пластинка. Именно о подобного рода людях читает Наталья Чумакова летовский стих «Резвые» восторженным детским голосом. Тут все вполне в духе «Ста лет одиночества»: мало неба и земли, спички безумия, нелепые подвиги и драгоценные глупости, земляничные поляны и драконы в колодцах. Да-да, это те самые «озорные разноцветные свободные наши такие» под «Солнцем неспящих». Стих с лёгкой музыкальной подкладкой оставляет теплое и нежное ощущение, словно эдакая психоделическая сказка на ночь. Тема нового солнца, заданная в «Реанимации» получает продолжение и в мерном шаманском наговоре «Калейдоскоп»: «Солнце помогает мне / Мой калейдоскоп» с ошеломляющим бэк-вокалом Чумаковой, навроде Янки в «Like a rolling stone».

Доброе сияние калейдоскопом «вертится, смеркается, плавится и беснуется», переходит в «кипучее движение игристого ума» будто аккумулятор, заряжающий вселенской метафизической энергией. Эта же вдохновенная энергия проявляется и в центральном трэке «Сияние», квинтэссенции всего альбома. Здесь в манере колыбельной рефлексирующим голосом Летов напевает о сияние, которое неизбежно «обрушится вниз», станет и судьбой, и душой, и землей, а, в конечном счете – самим тобой. Своей минималистской концепций песня напоминает «Мою оборону» только на новом витке восприятия – в глобальном масштабе пластмассовый мир никогда не победит, вот и обрушивается сияние, что твой солнечный зайчик.

В песне «Потрясающий вид из окна» так и представляется: сидит Летов таким босховским Антонием у своего окошка, блаженно и всепонимающе, наблюдает «раздирающую радость», отстраненно и самодостаточно. А в «Куда мы есть» дружески подмигивает, подначивает: «Давай посмотрим / Давай проверим – куда мы есть / Давай-ка глянем / Давай прикинем – где нам с тобой»

В плане аранжировок альбом интересен «советской» составляющей, вообще частенько всплывает мысль что слушаешь непостижимый сплав «Ста лет одиночества» со «Звездопадом». Вот играет красивейший инструментал «Где», и ты начинаешь мучительно вспоминать в каком же старом фильме мог его слышать, или какой древний ВИА его исполнял на эстраде. У меня лично в голове так и кружатся черно-белые фигурки в вальсе: то ли выпускники в школьной форме, то ли солдаты в земляных гимнастерках с хорошенькими медсестрами нескончаемым вечером после войны. Егор не может удержаться и подпевает этой мелодии из прошлого. Гремят раскаты грома и фигурки выбегают из душного помещения под хлещущие струи теплого июльского дождя… Проникновенная «К тебе» тоже кажется сочиненной в ту эпоху, так и просит приписки к репертуару Эдиты Станиславовны.

Отлично вписываются в пластинку и старые вещи боевых 80-х, подтверждая выбранный путь, «лишь одну тропинку» движения и развития: всё шире и шире с каждым разом. Это оригинальная «Я чувствую себя не в своих штанах» Олега Лищенко («Пик энд Клаксон) и древне-летовская космическая «Снаружи всех измерений», где смешок перед припевом и следующий за ним «огнедышаший голос» пробирают удивленными мурашками подобно исполнению раритетной «Открове» на концерте «XX Лет» в ДК Горбунова 2004 года. Неожиданный и радостный привет из прошлого.

Завершается альбом поучительным манифестом «Осень»:
Что бы я ни сеял, о чем бы я не пел
Во что бы я ни верил, чего б я ни хотел
Куда бы я ни падал, с кем ни воевал
Никто не проиграл…

Вот уж точно – ни прибавить ни убавить. Каждое слово на своем месте. Во вселенском масштабе никто никогда не проигрывает, да и если выигрывает – то в самом себе. Потому и сидит святой Антоний, глядит насовсем ночью-ночью, под его ракитовым кустом круглый год осень, и ВСЁ ЭТО с ним.

P.S. Оформление диска – безупречное, «Ноев ковчег» Хикса и всякий иной наивный примитивизм на эту тему как нельзя кстати. Картонный бокс и толстенный буклет с фотографиями – отличнейший подарок для ценителей. Не забываем ещё и два бонусных видео-ролика премьеры «Слава психонавтам» и «Сияние» с концерта в Апельсине. «Выргород» постарался на славу, низкий поклон Алесу Валединскому за такую красоту
_