Книга стихов Летова: написано его рукой

Автор: Алексей Коблов

23 сентября в клубе «Проект ОГИ» состоится презентация первого тома стихов Егора Летова «Автографы. Черновые и беловые рукописи». Читателям, подписчикам книги и просто небезразличным, будет представлена книга, первая из трех запланированных, включающая в себя подборку впервые издающихся в таком виде материалов из архивов «ГрОб-рекордс», рукописей Егора, как черновиков, так и чистовых, картинок, рисунков и фотографий. В качестве «звуковой поддержки» собравшиеся услышат выступления групп «Теплая Трасса» и «The Cavestompers». Кроме того, те, кто заранее заказал книгу, смогут ее получить, а те, кто не успел – приобрести. На презентации будут присутствовать два участника «Гражданской Обороны»: Наталья Чумакова и Павел Перетолчин, а также директор группы Сергей Попков, готовые ответить на вопросы.

Настоящее – во всех смыслах – издание является по-своему уникальным, начиная с того, как удалось его осуществить, и, завершая его содержанием, которое дает редкую, на грани фола, возможность заглянуть туда, куда сам поэт, музыкант и художник обычно мало кого пускал. Путь от черновой рукописи, чаще всего сумбурной, потока сознания, во время которого автору открывалось нечто «иное», сродни откровению, до «белового» чистовика, выполненного аккуратным почерком, ставшего песней или стихом – вот что представляет собой эта книга. Впрочем, было бы странно говорить об академическом издании в его традиционном, «научном» понимании. Не менее странно, чем идея данного пресс-релиза: сама форма рекламного текста, имеющего своей целью пиар книги, диска или чего-то еще, называемого «продукцией» всегда претила и была неуместной для самого Егора – так что не будем нарушать этих правил и здесь. Просто расскажем, как оно есть.

Идея этой книги родилась совсем недавно, а к ее реализации удалось подступить около полугода назад. Издание архивных рукописей в том виде, в котором они были написаны самим Летовым, часто – на первом попавшемся листке бумаги, со всеми исправлениями и поправками, и наглядная демонстрация пути, превращения этого непричесанного и сырого в единственно верное и настоящее – задача, по меньшей мере, оригинальная и неожиданная. Еще один нож в спину академизма: хронология трехтомника – а планируется издать именно три тома, условно разделив творческие периоды на «ранний», «средний» и «поздний» была сразу нарушена, и первый том включает в себя как раз поздние, самые последние произведения. Объяснение этому решению более чем простое: именно период 2002-2007 годов наиболее упорядочен и находится в самом читабельном состоянии. Путь ведет читателя от беловика к самым первым черновым наброскам, с картинками на полях, пометками и прочим «рабочим» материалом. Все это сопровождается рисунками, редкими фотографиями, в число которых принципиально не включено ни одной концертной, – и коллажем. Некоторые из вещей, вошедших в книгу, ранее не публиковались никогда. Это относится в первую очередь к стихам и одной неоконченной песне, написанным уже после альбома «Зачем снятся сны?», ставшего последним «номерным» студийным диском в истории «Гражданской Обороны». Основное, ради чего и было предпринято это издание – это дать читателю максимально, насколько это можно представить, приблизиться к живой истории создания стихов и песен, разглядеть слова и образы, окружавшие автора, и попытаться почувствовать неизъяснимое, то, чему непросто найти определение. Наталья Чумакова, музыкант «Гражданской Обороны», жена Егора, под редакцией которой и выходит эта книга, пишет в предисловии: «Он всегда и хотел, и продолжает оставаться вне любых рамок и определений, что, разумеется, никогда не мешало воспринимать его как выдающегося поэта. Стихи – это, конечно, лишь одна из граней его личности, но всё же одна из определяющих». Еще одна маленькая, и очень важная деталь: на обложке книги размещены оттиски настоящих отпечатков ладоней Егора, словно бы символизируя рукотворность не только всего, что находится внутри, но и те кропотливые усилия, что были предприняты составителями, издателями и подписчиками, о которых тоже стоит сказать отдельно. Параллельно с работой над книгой была объявлена подписка на нее, и эта практика себя оправдала, как и последующая оплата заявок, позволившая отправить книгу в типографию. Ну и немалую роль сыграло обращение от издателей к подписчикам, под которым от имени издательства «Культурное Наследие» подписались Константин Тараторин как инициатор проекта и редактор, Наталья Чумакова как ответственный редактор и составитель, и Сергей Попков — как директор группы «Гражданская Оборона» и координатор проекта. После этого заявления в реальность книги не мог поверить только тот, кому она не особо была и нужна. Остальные с радостью встретили сообщение о том, что издание выйдет точно ко дню рождения Егора, 10-му сентября, в день, когда ему исполнилось бы 45 лет, и тогда же начнется ее рассылка подписчикам. Те же, кто живет в Москве, смогут собраться 23 сентября в ОГИ, и вместе отпраздновать это событие.

Вместо постскриптума.

Недавно я возвращался с московского концерта Трики, на который мы ходили вместе с Натальей Юрьевной Чумаковой. Выступление закончилось глубоко за полночь, и для того, чтобы успеть на переход в метро, а также на последний поезд на нужной линии, нам приходилось изрядно поспешить. Уже в переходе я услышал вопрос «Как дела с архивами?» от какого-то хипповатого вида молодого человека, причем вопрос был явно обращен ко мне, а не к Наташе. Переспросив на ходу для верности – «С какими архивами?» (хотя было ясно, о чем речь), и, услышав – «С архивами ГрОб-рекордс», я буркнул в ответ: «Все нормально с архивами», и двинулся дальше, времени было в обрез. Возможно, моя интонация могла показаться этому случайному встречному грубоватой, но в целом смысл остался верным: с архивами все нормально. Эта книга – прямое тому подтверждение.

Алексей Коблов

Смотри также:

_