Новый день Егора Летова

Автор: Алексей КУРБАНОВСКИЙ, Александр ДОЛГОВ

Источник: 01-02.1996 г., «Rock Fuzz» #29

Этот разговор состоялся сразу после выступления Егора Летова в ДК «Гавань», в гримерке, среди сутолоки и возни. В зале еще гомонили возбужденные фаны, грохотали сапоги национал-большевиков из охраны. Летов разгоряченный и веселый, в черной «комиссарской» кожанке, гитара еще не остыла от «Русского Поля» и «Самоотвода». Держался непринужденно, просто и дружелюбно.

RF: Прими поздравления, Егор, концерт прошел отлично в зале полный хаос, настоящая рок-н-ролльная атмосфера… Этот твой приезд в Питер и выступление, наверное, как-то связаны с предстоящими выборами в Государственную думу?
Е. Л. (хладнокровно): Нет.

RF: Неужели вообще никакой связи с политикой?
Е. Л.: Нет. Дело в том, что перед выборами на нас пытаются спекулировать, и я решил отказаться от политической окраски этих концертов. Конечно, мы поддерживаем национал-большевистскую партию, а также Анпилова, выступаем единым блоком… Но в выборах я, по понятным причинам, не участвую.

RF: Сам-то голосовать будешь?
Е. Л.: Наверное, буду… Но концерты эти не политическая акция.

RF: Со времени твоего последнего посещения Питера, когда состоялась наша предыдущая беседа, в твоей творческой или мировоззренческой позиции произошли какие-то изменения?
Е. Л.: Конечно.

RF: И в какую сторону? Если помнишь наш предыдущий разговор, там речь шла о политическом и художественном экстремизме…
Е. Л. (убежденно): В этом плане я какой был, такой, по-моему, и остался. Разве что стал еще большим экстремистом.

RF: Раньше речь шла о каких-то конкретных моментах, а сейчас, если судить по твоим последним публикациям в «Лимонке», экстремизм твой уже на уровне завоевания Неба и Солнца, похода в Небесный Иерусалим…
Е. Л.: На уровне метафизики.

RF: Вот-вот. Это как-то связано с взрослением, или с чем-то другим? Е. Л.: Не знаю, по-моему просто прогресс. Все процессы идут по спирали, по нарастающей. Хочешь или нет, в любом случае движешься вперед. Вот и мы идем вперед. Если говорить о политике: то, что мы делаем это создаем прецедент, даем пример. Мы показываем, как себя вести в любой ситуации. Один из вариантов — непосредственно политика, другой вариант воплощения наших действий музыка. Мы никогда не играем по правилам, даже по своим собственным.
RF: То есть, ваши правила меняются для вас самих.
Е. Л. (с достоинством): Да.

RF: В газете «Лимонка» в последнее время были декларации в поддержку национал-большевистского движения со стороны таких деятелей, как С. Курехин, Т. Новиков, С. Бугаев… Как тебе кажется, с их стороны это чисто художественная акция, или серьезно? Может, они тоже хотят завоевать Небесный Иерусалим?
Е. Л.: Не знаю, об этом надо спросить у того же Курехина. Мы же все делаем серьезно. То есть, оно, конечно, весело, но мы отвечаем за свои поступки. То, о чем ты говоришь, похоже скорее на поведение Сергея Жарикова этакое современное мифотворчество. Ну, а мы не занимаемся мифотворчеством. Мы создаем реальность.

RF: Егор, человек в твоем положении в известном смысле уже не принадлежит себе, миф вокруг все равно творится, хочешь ты этого или нет.
Е. Л.: Конечно, творится. Но в него можно и нужно вмешиваться. Если не входить в процесс, придется играть по правилам этого мира. Нужно постоянно во всем участвовать и в политике, и в жизни: здесь и сейчас.

RF: Понятно. Теперь давай о творчестве. Ты упомянул со сцены о двух будущих альбомах Солнцеворот и Новый День. Туда войдут все новые песни?
Е. Л.: Да, совсем новые. Они написаны за последние два года.

RF: У тебя нашлось время сосредоточиться, поработать?
Е. Л.: Дело в том, что все наши альбомы выходят с большим опозданием. Например, Русское Поле Экспериментов это песни 86-го года, Сто Лет Одиночества песни 91-го года, даже 90-го. Мне очень досадно, что у нас не было аппаратуры, чтобы записаться вовремя, я уже полтора года этого хотел. Сперва проект должен был называться Родина, но теперь я думаю, что Родина будет уже другой альбом, видимо, песен советских композиторов. А вообще, проектов у нас много. Этот год мы собираемся провести в студии. Запишем, может быть, сразу десять альбомов.

RF: Новые записи будут выходить на компактах?
Е. Л.: Даже не знаю. Все, что сейчас выходит на СD это все пиратство, не имеющее к нам отношения. Мы не получили ни гонораров, ни компактов. Скажем, Русское Поле на СD я сам подержал в руках впервые за неделю до приезда сюда это какой-то нонсенс. Единственное исключение пластинки Попс и Сто Лет. А те компакы и кассеты, которые ходят повсюду, и наши, и Янки все это пиратское, с фирмой «ВБА» мы даже начинаем судиться.

RF: А как же фирма «Золотая долина»?
Е. Л.:(сардонически): Такой фирмы нет, это мифическая организация. Мы собираемся теперь взять все дела под свой собственный контроль. В идеале, хотелось бы создать собственный издательский центр.

RF: Вышла книга ваших избранных текстов.
Е. Л.: Да, и еще одна, видимо, выйдет. В первой очень много ошибок, опечаток.

RF: Летом тут появлялся Берт Тарасов, назвался представителем «Золотой долины» в Германии, говорил, что ваши записи у немцев имеют большой успех. То есть, они слова не понимают, но реагируют чисто на звук, на энергетику…
Е. Л.: (с досадой): Берт Тарасов пират еще тот… К сожалению, у нас в Германии сложился искаженный имидж. Там была про нас телепередача, где однозначно сообщалось, что мы новые русские фашисты, и в журналах тоже у нас чисто фашистское паблисити. А в Германии к фашизму отношение болезненное.

RF: Ну, некоторый повод вы и сами даете… Вот ты сейчас на сцене говорил, что коммунизм, фашизм и анархизм одно и то же.
Е. Л.: (легко): А так оно и есть…

RF: Накануне этих концертов в Питере вы где-то еще играли?
Е. Л.: Да, в Москве. Очень сильные концерты, с погромом на сцене с охраной дрались. Было это, по-моему, в ДК 40-летия Октября, маленький такой зальчик. Весело прошло. Думаю, то был один из самых лучших концертов за всю нашу историю.

RF: Сегодня тоже была заводная атмосфера, хоть и звук плохой. А почему ты приехал один
Е. Л.: Так разговор шел об акустике, давно, еще за несколько месяцев. Только когда я приехал, узнал, что висят афиши, где указано, что будет электричество. А музыкантов-то и нет.

RF: У тебя сейчас есть постоянный состав?
Е. Л.: Да, те же, кто и были. Только новый басист Женя. Он раньше играл в РОДИНЕ.

RF: Вот в «Лимонке» ты опубликовал «Авторизированную историю
Е. Л.: (с неудовольствием): Не хотелось бы сейчас о политике говорить. Тем более это касается отношений с Лимоновым…

RF: У вас переменились отношения?
Е. Л.: В последнее время я почувствовал, что он использует нас в своих целях: например, не ставя меня в известность, распространял сведения, что якобы я буду куда-то баллотироваться… В целом, мы как бы солидарны, разделяем одни убеждения, но мне не нравятся методы, которыми он пользуется, поэтому я и перестал сотрудничать с «Лимонкой».

RF: В свое время мы просили тебя написать о Янке…
Е. Л.: Не люблю об этом говорить, потому что это уже из области канонизации. Ведь никто не интересовался, пока человек живой был, а как помер сразу начинается усердное ковыряние в личной жизни. Я просто представляю, что было бы, если б я сейчас взял и помер…

RF: Умирать тебе пока рано, Егор…
Е. Л.: (радостно): Я собираюсь всех пережить! (Смеется).

RF: И до самого конца будешь песни петь?
Е. Л.: Ну, делать что-нибудь… Не знаю, песни петь, или картины писать. Хотя мы играем на износ. Вот последние концерты прошли вообще на одних стимуляторах. Например, концерт в Череповце лихой был, мы выступали с местной группой КАР. Это такие фашисты: музыка вроде MINISTRY, по-немецки орут: «Дойче зольдатен…», гитары в виде автоматов… Лютые люди, совершенно сумасшедшие.

RF: Напоследок несколько слов читателям
Е. Л.:(вдохновенно): Не теряйте надежды и совести! Думаю, всегда (а сейчас особенно) нужно проявлять максимум ответственности и активности. Надо не только думать, но вмешиваться и делать. Сейчас происходит не смена власти смена судьбы страны. Нельзя быть быдлом, каковым мы являемся в последние десять лет. Мы должны сами навязывать свои правила игры. И еще — ждите нас в Новом году, с большими электрическими концертами!

_