Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 05.04.05

Источник: www.gr-oborona.ru

Илья, Севастополь
Здравствуйте, Егор. Очень интересно: если бы Вы записали альбом, аналогичный «Звездопаду», только состоящий из нерусскоязычных композиций, какие вещи в нём непременно прозвучали бы? Интересно ли Вам записать такую пластинку? Cпасибо.

— Так оно и должно было быть! «Звездопад» так и был задуман как диптих, одна часть которого была бы из советских песен 60х годов, а вторая — англоязычная. Могу сказать, что туда обязательно вошла песня Shocking Blue «The Long and Lonesome Road», Beatles «I? m Only Sleeping», Love «Always See Your Face», Tomorrow «Hallucinations», Byrds «Thoughts and Words», Tornadoes «Telstar»… В общем, был даже целый список. Идея эта родилась еще во время записи «Солнцеворота», то есть где-то в 95-97м году, еще с тем составом, что очень важно. «Звездопад» вышел совсем не таким, каким был задуман, потому что, например, в нем нет песни «Все Еще Впереди», которую должен был петь Кузьма, песни из к\ф «Король-Олень» и др. Времена меняются, меняется подход.

Новый 37-й, Питер.
Вопрос, мучающий меня все время, что я слушаю ГО (может, хоть сейчас получу-таки ответ): ужасно хотелось бы знать, КАК проходила запись альбомов?87. В смысле, присутствовал ли хоть раз кто-нибудь в студии во время записи^; сколько времени уходило на запись одной дорожки^; были ли перекуры^; с какого, примерно, дубля все записывалось^; во сколько приходилось вставать и ложиться спать?

— Все писал я один. Работа начиналась в 9, заканчивалась в 11 вечера. Никаких перекуров. Да я и не курю. Все 5 альбомов вместе с дублями записаны за 5 дней. Никого не было, кроме моего приятеля Сани Кувшинова, который время от времени заходил и одобрял. Сначала писались барабаны на все песни вообще, потом ритм гитара также на все песни, потом бас — именно после всего, потому что подвержен более всего деформации при накладке. А в последние пару дней я, вооружась гитарой Eterna, все напел и одновременно играл соло. Еще пара дней ушло на наложение ревера и собственно разбитие песен на альбомы так, чтобы везде получалось примерно по полчаса. Как видите, все очень просто, странно, что никому до этого не приходило в голову нечто подобное. В следующий раз — во время сессии «Все идет по плану», «Так закалялась сталь» и «Боевой стимул» все уместилось примерно в три дня. Помню, последней вещью была «Иуда будет в раю», был январь 88го, 10 часов вечера, я вздохнул свободно, вышел из дома и пошел куда глаза глядят. Был очень спокоен и счастлив.

polly, г. Москва.
уважаемый Егор!
1) что вы думаете по поводу суицида? что это — самый простой выход труса, или что человек делает это, когда становится богом и имеет право отнимать у себя жизнь, или что-то иное?

— Это очень долгий вопрос… Бывают ситуации, когда самоубийство не является самоубийством. Бывают самоубийства от слабости, от самости… Это сложный и для каждого случая отдельный вопрос.

2) можно дурацкий вопрос? если можно, то вот он: почему горячо любимый мной Александр Андрюшкин выходит на сцену с зонтиком?)))

— А черт его знает, нам самим интересно.

Константин, Питер!
Во-первых, огромное Вам спасибо за великолепные песни! Они помогают всегда и от всего! И спасибо за последний концерт в Юбилейном. Это было одно из Ваших лучших выступлений за последнее время (в Питере).
1) Почему на концертах Вы почти не общаетесь со зрителями? Я пытался взять у Вас автограф после выступления на «поэтах русского рока», но Вы просто прошли мимо. Это принцип?

— Нет, не принцип. Просто мы едва не опоздали на самолет, который из вашего города в наш летает раз в неделю. А про общение со зрителями я уже отвечал, почитайте прошлые ответы.

Стас Истомин, город Петербург
Здравствуйте многоуважаемый Егор Летов!
1. Вот представьте, если к вам приехал в Омск ваш фанат(допустим я), вы бы его впустили к себе в квартиру? Или даже бы не открыли дверь?

— Не пустил бы, и дверь бы постарался не открывать. В мою личную жизнь я не пускаю практически никого, живу, собственно, как зверь в глубокой норе. Вообще не хочу, чтобы кто-то знал что-то обо мне лично, поэтому и не отвечаю на многие вопросы, которые вы задаете.

2. Почему в Питере не играете в акустике?

— Как-то так не складывается. Принципа в этом никакого нет. Просто нет предложений.

С уважением, Виталий, Москва
Егор, в одной из песен А. Непомнящего (возможно, Вы знакомы с его творчеством) есть строчки: «…мы играем бесплатно, чтоб было вам неповадно нас покупать…». Близка ли Вам такая позиция? Если нет, то почему?

— Нет, не близка. И непонятна. Мы все рабочие люди, делаем какое-то свое дело, вкладываем в это силы, эмоции, здоровье, средства, наконец, у многих из нас семьи и дети, почему мы должны играть как нищие в переходах, как какие-нибудь подзаборные, и опять работать дворниками-сторожами? Гребенщиков как-то сказал, что это страшная удача — заниматься любимым делом и умудряться еще жить на это. Мы играем не ради денег, потому что у нас есть возможность зарабатывать их другим способом, ибо есть голова на плечах и руки не растут из жопы, просто ради пользы общего дела совмещение различных профессий бессмысленно, бесперспективно и вредно. Мы это уже проходили в советское время.

Дмитрий Ханин, Петербург
Бывает ли Егор Летов не прав?

— Мне как-то не важно, прав я или не прав. Главное, что вот ТАК надо.

А. Полунин, Москва
Егор, я думаю что вопросы, которые я сейчас задам, будут интересны очень многим музыкантам, так что ответь на них пожалуйста.
1. Ты сетуешь, на то, что нет достойных новых команд в России. А ты уверен, что тебе может что-то понравится из молодых? Ведь судя по твоим последним интервью, слушаешь ты музыку, а также смотришь фильмы уже очень опытных и состоявшихся людей.

— К сожалению, слушаем этого очень мало и не очень информированы о том, что происходит. Поэтому никаких уверенных заявлений делать на этот счет не могу, права не имею. Но действительно пока ничего потрясающего не слышал.

2. На пресс конференции перед концертом в Нью-Йорке, ты сказал, что вы бы и сейчас пробились и стали бы известны без денег и более того, как раз сейчас это намного проще, чем в 80-е. А вот интересно как? Что бы ты предпринял? Потому что сейчас издающим компаниям, радиостанциям и др. сми интересно только то, что уже известно, а также что приносит деньги, причем большие. Начинающие группы, если за ними нет сумм в несколько десятков тысяч долларов, не имеют возможности заявить о себе. Чтобы ты им посоветовал?

— Сейчас я бы те свои слова взял обратно, потому как понимаю, что ситуация безнадежно изменилась. Если есть желание раскрутиться, то надо доставать деньги и раскручиваться. Это сделать не проблема. Проблема — надо ли это. Я бы делал все не так. Я бы просто создал собственную систему, ЦЕЛУЮ систему ценностей, отношений, музыки, бизнеса, в конце концов. То, что называется на западе «do it yourself». Набрал бы единомышленников, друзей, целый фронт, партию и т. п. А потом бы начал воевать тотально. Как сапатисты в Мексике. Я свою группу сделал таким же манером и в более жестких условиях, чем сегодняшние. И сегодня сделал бы то же самое, только более изощренно и делая скидку на реальность.

3. Что в твоем понимании «драйв»? Как его достичь музыкантам, можешь дать какие-то советы, поделиться опытом?

— Он либо есть, либо нет, и тут нечего советовать. Это примерно как жив или мертв, и лечить тут нечего. Об этом очень много Христос говорил.

Nadoelo г. Мурманск
На одном из альбомов «Коммунизма» есть трек про «Рыжего человека». Сие творение принадлежит тебе или это цитирование кого-либо? И нельзя ли сказать об этом произведении несколько слов…

— Это Хармса творение, вообще-то, следовало бы знать. Альбом, кажется, «Народоведение», практически весь состоит из цитат. Там много кто есть — Розанов, Леонид Андреев, Кафка… Это нечто вроде моего сольника, потому что процентов 95 я сделал в одиночку.

Михаил, Подмосковье
21.02.05. Ночью застрелился Хантер Томпсон. Егор, какое отношение у тебя к нему в частности и к технике «фиксации реальности» вообще?

— Я его очень уважаю и люблю, а про технику как-то не интересовался. Совсем недавно прочитал «Ромовый дневник», очень грустная и красивая книжка.

Юрий, Санкт-Петербург
Здравствуй, Егор. Поддерживаешь ли отношения с Ником Рок-н-Роллом? (Года два назад Николай сказал, что по прошествии времени очень хорошо к вам относится, и часто бывает на концертах в качестве зрителя.) И как воспринимаешь то, что он творит сейчас?

— Видел его давно, в ОГИ, и, к сожалению, не знаю, что он сейчас творит. Отношения хорошие.

Дизель, г. Реутов
Егор! Огромное спасибо за то, что ты есть! Так держать! Почему ты взял себе псевдоним Егор? Ведь настоящее твоё имя Игорь?

— Это целая история. Когда мы с Кузьмой собрали Гражданскую Оборону (конец 84 года), мы были настоящие панки во всех проявлениях, начиная от внешнего вида, поведения, кончая попыткой официального изменения имен и фамилий на заведомо идиотские. Например, Кузьма хотел поиметь фамилию вместо Рябинов — Ребенок, но оказалось, что для этого не было достаточно веских оснований. Абсурд, который являлся сутью нашего бытия, принципа восприятия мира, сущностью отношений, выливался во всевозможные дикие формы. Например, у нас в группе был человек по имени Мамаша 9. Следуя определенному самопровозглашенному регламенту, мы сами придумали себе нарочито дурацкие, кондовые имена — я — Егор Дохлый, а Костя — Кузьма УО (УО, если кто знает, некий образ из детской книжки про второгодника Семенова или типа того, означает «умственно отсталый»). В процессе времени от нас остались только имена — Егор и Кузьма. Как-то это все-таки сработало.

Lebedev Andrey, Москва
Привет, Егор.
1. Я как и многие зрители на твоих концертах обратил внимание на изображения на твоих майках. Они являются неотъемлемым атрибутом любого концерта. Несут ли символы изображенные на них некую смысловую подоплеку? Откуда берутся эти майки, особенно интересно услышать про «крест» на твоей майке и майке вашего директора на последнем концерте в ДКГ?

— Это майки из Иерусалима и Иерихона, а крест этот — так называемый вселенский, крест первых христиан катакомбного периода, крест, объединяющий все христианские церкви. Что касается маек, то мы обычно не надеваем просто так, что придется.

2. Однажды я имел честь попасть на концерт ГО в к/т Восход (г. Москва), хотя могу ошибаться, и посередине концерта механик пустил видео ряд на экран, хроники Отечественной войны, этот момент меня очень сильно потряс, я пережил сильнейший эмоциональный всплеск. Было ли это сделано специально, в том смысле, что это ты планировал так сделать? И будешь ли ты использовать видео ряд на дальнейших твоих концертах???

— Мы знали, что будет какой-то видеоряд, на что дали свое добро. Ничего конкретно об этом не знали. Это был спонтанный момент. Сейчас же у нас созрел проект, который мы хотим осуществить в ближайшее время. Это нечто вроде того психоделического лайт-шоу, того, что применялось в Авалоне в Сан-Франциско. Но это пока только в планах.

Junkie, г. Стрельна
Во сколько лет вы начали играть на гитаре?

— Наверное, лет в 20, не помню. Начинал как барабанщик, потом стал басистом. После разгона группы в 85м оказался без музыкантов, Валерыч Рожков показал мне 4 основных аккорда, за что я ему благодарен пожизненно. На них до сих пор и играю, других не выучил. Как-то не возникло нужды.

Виктор Гайловский
Здравствуйте, Игорь Федорович!
Вопрос у меня следующий: как Вы относитесь к творчеству Sonic Youth? Что из их творчества Вам близко?

— Очень уважаю, конечно. Особенно за их полное безразличие к тому, какой эффект их музыка вызывает. Такое ощущение, что люди живут в очень уверенной обособленности от окружающего. Играют в свое удовольствие, это очень заметно, я был на их концерте, стоял перед самой сценой. Под влиянием их альбома «Sonic Death» был вживую записан альбом Кузьмы «Бодюл».

Александр Сергеевич, Санкт-Петербург
1) Альбом «100 лет одиночества» самый таинственный из всех. Неужели ни с одной песней не связана какая-нибудь история помимо «Передозировки», историю которой Вы уже рассказывали в одном интервью)?.. или даже не история, а какое-то происшествие на метафизическом уровне, понимание чего-либо, выраженное не только в словах, но и в музыке и т. п. Песня «7 шагов за горизонт»? По-моему, нельзя просто так написать эту песню.

— Это все связано со смертью Янки и всякими событиями на всевозможных уровнях, вплоть до метафизических. Кроме того, это все связано с магией и психоделическими наркотиками, с чем я в то время работал. Об этом или очень много нужно говорить, либо ничего.

2) На сайте Машнина есть (или, по крайней мере, была) фотопластинка, на которой изображены обложки к ранним альбомам ГО: силуэт несет саблю, силуэт держит нож и т. п. Они, по идее, должны были быть «плакатными», как у «Поганой молодежи»? И были ли реализованы эти обложки когда-либо?

— Я ничего даже про это не знаю. В оригинале у альбомов вообще не было никаких обложек. Идея обложек возникла уже в эпоху Евгения Грехова, когда стали реально что-то выпускать. Оригинальные обложки в то время имели лишь «Поганая Молодежь», «Оптимизм» и «Психоделия Today». Следующая реальная обложка — это «Прыг-Скок» и все, что за ней.

3) Про старые альбомы. Вы отвечали, что «Песни в пустоту» когда-нибудь выйдут. На альбоме «Игра в бисер перед свиньями» были песни оттуда.
Будут ли на «Песнях в пустоту» опусы из акустической версии «Красного альбома», которые не вошли в «Игру в бисер…»?

— Да, они выйдут. Может быть, не в полном виде, потому что там очень много долгих и бессмысленных словопрений, хотя, может быть, это и занятно. Непонятен вопрос, почему там должны быть песни из более позднего сейшена?

Владимир, Томск
Привет, Егор. Во-первых, просто хотел сказать спасибо. Во-вторых, вопросы:
1) Как ты относишься к современной поэзии? Есть ли что-то интересное для тебя в молодой российской поэзии в частности?

— Ничего об этом не знаю.

2) Есть ли у тебя любимые страны или места в мира, где ты хотел бы побывать?

— Австралия, Китай. Особенно Австралия и Новая Зеландия. У нас целая мифология на эту тему. Это, наверное, заметно по тому, как мы одеваемся.

3) Как ты относишься к критике своего творчества?

— Никак не отношусь. Малоинтересно.

Shef, Москва
Что означает строчка «набивать карманы мертвыми мышатами»?

— Песня написана после того, как я посмотрел два документальных фильма — «Морда дьявола» и «Лики смерти», в которых много и долго убивали разных животных. Это один из поворотных пунктов вообще моего творчества. Я чуть с ума не сошел. У меня было два состояния: либо умереть, либо идти убивать налево-направо. При этом Янка и мои согруппники, смотревшие то же, что и я, сидели на кухне, смеялись, курили, как будто ничего не произошло. Когда я попытался что-то им… — на меня посмотрели, как на идиота. И продолжали весело жить дальше. Вот тогда, в течение этой ночи, я сочинил эту песню. Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца.

В. И. Ауссем (Москва)
Уважаемый Игорь Федорович!
Извините за вопрос, лишь косвенно относящийся к Вашему творчеству. В альбоме «Народоведение», в промежутке между двумя музыкальными композициями, по-моему, Кузьма Рябинов читает весьма занимательные
стихи:

Элефанты и леонты,
И лесные сраки,
И орлы, оставя монты,
Учиняют браки. и т. д.

Эта строфа в несколько разнящихся вариантах и с разными продолжениями (а иногда без продолжения) уже много лет кочует в устных и письменных выступлениях ряда любителей поэзии и даже профессиональных филологов. Однако ни один из них не указал точно источник. Большинство утверждают, что помнят эти стихи с детства, но откуда — не помнят. Некоторые утверждают, что автор — Тредиаковский, но, скорее всего, это позднейшая пародия на него. Не могли бы Вы или Ваши коллеги вспомнить, из какого источника взяли эти стихи в данном варианте? Я и некоторое количество других любителей литературных загадок и мистификаций были бы Вам очень благодарны.

— В этом варианте эти стихи я взял из какого-то из номеров журнала «Грани» издательства «Посев», там текст приписывается Тредиаковскому.

Даймон (г. Иркутск)
Привет из Иркутска!
1) Огромное спасибо за развитие D. I. Y идей и эксперементаторства! Хотелось бы узнать чуть-чуть побольше(если это конечно не секрет)о вашем «кулибинстве». Просто такое количество интересных нойзов, как вы достигали такого характерного саунда?

— В следующий раз спрашивайте конкретней, их было миллион, и я конкретно отвечу.

2) Сейчас вы поддерживаете какие-нибудь контакты с группой Флирт из Усолья?

— Играли с ними в Иркутске. По-прежнему очень хорошие друзья с одним из их основателей Валерой Рожковым.

Chatof Нижний Новгород
Здравствуйте Егор! У меня к Вам музыкальный вопрос. Некоторые исполнители желтки яиц пьют перед выступлением, а перед выступлениями не делаешь никакой «гимнастики» голоса? Или это все эти разминки глупости?

— Для кого-то эти разминки нужны, у меня же с этим проблем нет. Единственный раз было действительно тяжело, когда я сорвал голос на
«Передозировке» (не того психоделического варианта, в котором Кузьма на РХ1000 завывает, а обычного), а записать хотелось срочно. Тогда Кузьма отпаивал меня горячим пивом с пряностями, гадость редкостная, но помогло. Правда, все равно пришлось дублей 30 сделать.

Punkrat, СПб
Насколько я знаю, Егор участвовал в Поп-Механике Сергея Курехина. На чем он играл, если играл вообще (на музыкальном инструменте), какова была его роль в этом «действии»?

— Играл на басе. Один раз. Курехин спросил меня, слышал ли я какой-нибудь панк. Я сказал: слышал Sex Pistols, Ramones. Он сказал: вот и играй как
Ramones весь концерт. Так я и сделал. Капитан Африка играл на барабанах, неизвестный мне гитарист Саша поливал что-то вроде хард-рока, на духовых играл братец, а Курехин всем дирижировал и прыгал по фоно всяко разно. Потом был антракт, где Курехину на моих глазах стало реально плохо. Зашел в гримерку, упал прямо на пол, схватился за сердце. Я решил, что это часть шоу. Думал — занятно. Потом смотрю, он лицом стал синий, серый… Хотели вызвать скорую, он говорит: все в порядке, ребята, сейчас пройдет. Только мы продолжили, концерт свернули. Кто-то успел позвонить «куда надо», и приехали. На дворе был год 83й.

Артём, г. Томск
Зачем нужно переиздание таких альбомов, как «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», которые вышли относительно недавно и вроде бы представляют собой законченный материал?

— Объясняю. Альбомы очень плохо сведены. Записаны очень хорошо, а сведены плохо. На тот момент у нас не было опыта работы с многоканальной цифровой техникой, которая у нас впервые появилась. В результате половины записанных инструментов просто не слышно, из другой половины каша, что-то таинственно выпирает, чего-то вопиюще не хватает. Сейчас все будет, как надо, благо, что все записанное изначально сохранилось на мастерах.

Шурикъ
Что бы вы сделали, если бы узнали, что вас завтра не будет?

— Гулять бы пошел.

Александр, г. Москва.
Правда ли, что Вы крестились (или крестили сами себя) в Иерусалиме? Если да, то зачем?

— Да, захотелось покреститься. Но тут вышла закавыка: это стоит 200 долларов. На этот факт я ужасно осерчал и сердит до сих пор. Денег не жалко, сам факт противен, это кощунство. Нельзя брать деньги за крещение, это убивает всю красоту сего момента! Тогда мы взяли и поехали на Территории, добрались до Иордана, и там я окунулся и считаю себя с тех пор «официальным» христианином, причем всех религий скопом, и потому и ношу именно вселенский крест. Хотя если бы я это и не совершал, все равно таковым бы и являлся.

Михаил, г. Москва
Игорь Федорович, расскажите историю создания песни «И снова темно». Кажется, это единственная песня ГО, в которой был полностью переписан текст. Почему так случилось, что вы решили переделать его, почему отказались от более раннего варианта?

— Песня изначально была сочинена как абсурдистская, то есть вообще бессмысленная, кроме рефрена, который все это подчеркивал. Впоследствии стало жалко, что такая хорошая тема так бездарно использована. Поэтому текст стал трехплановый.

Владимир Верховцев, Москва
С чем связано Ваше неприятие постмодернизма? Я (в отличие от кого-то, кому Вы указали на невладение терминологией) терминологией владею, поэтому вкратце уточню: постмодернизм есть один из художественных методов и направление в искусстве, использующее этот метод, — наряду, например, с классицизмом или реализмом и др. Строго говоря, к эклектике он не имеет ни малейшего отношения: эклектика есть смешение разнородного ввиду невежества, т. е. незнания «границ» однородности и разнородности, постмодернизм же — предполагает знание такой границы и — более того — преодоление этой навязанной извне границы, так сказать, «побег». В связи с этим мне не понятны Ваши высказывания об этом худ. методе. Почему, например, романтизм как направление не вызывает у Вас неприятия? Возможно, Вы не принимаете любое художественное направление как таковое, т. к. оно сковывает, «несвободит» и т. п.? Или всё-таки исключительно постмодернизм? ГО, безусловно, на огромное количество процентов — постмодернистское явление, но, разумеется не из-за «коллажности» или «цитирования» и «самоцитирования», а ввиду самой техники «находжения границы» и её «взрывания». (Имею в виду только культурную границу и художественные
средства её преодоления силами проекта «ГО», а не жизненные принципы гражд. И. Ф. Летова, т. к. эти принципы — Ваше личное дело и неэтично обсуждать их, в отличие от публичного проекта «ГО».)
P. S. Спасибо за Ваше музыкальное творчество.

— Мне вообще не нравится все то, что связано с определениями. Как только возникает подобная интеллигентская словесная гамазня, смертельно скучная, напыщенная, перед глазами встают образы Дуни Смирновой и Татьяны Толстой. Я не против подобного восприятия мира как такового, он мне просто никак не интересен ни в единой его ипостаси. Мне от этого всего не весело, не грустно, не смешно и не страшно. В лучшем случае занятно, но это праздный интерес. Поэтому можете считать меня хоть постмодернистом, хоть Артемием Троицким. В моей жизни просто нет таких определяющих понятий, как постмодернизм, романтизм, реализм, классицизм и т. п.

Савитар, Тверская обл., г. Кимры
Здравствуйте, Игорь Федорович !
У меня к вам вопрос такого плана. Как вы вели себя с одноклассниками в свои школьные годы. Общались ли с ними ? И поддерживаете ли сейчас с кем-нибудь из них отношения? Они вообще знают, кем вы являетесь сейчас и знают ли вообще такое название «гражданская оборона»?

— Один из них знает, мой приятель и сосед по парте Сергей. А в то время с одноклассниками не имел никаких отношений вообще, о чем сейчас жалею. В то время был очень завернут на себе самом, это был такой период собственного становления. Я ходил по улицам и целый день что-то сочинял, о чем-то мечтал… Такой лихорадочный и праздничный полет фантазии. Предвкушение того, что будет впереди. По сторонам не смотрел.

Никита Юрьевич
Егор, услышал твою песню на радио и очень огорчился. Как так получилось? А как же принципиальная позиция — не участвовать в профанировании рок-н-рола?

— Как можно вообще профанировать рок-н-ролл или что-либо настоящее? Это раз. Во-вторых, радио и ТВ — разные вещи. Если телевидение — это тотальная система со всеми пирогами, то радио — это вообще ничто. Я сам радио не слушаю и не знаю ни одного нормального человека, кто бы его слушал. В-третьих, мы к этому отношения никакого не имеем, просто нас стали крутить, потому что на этом радио сменилась программная политика. Это и не хорошо и не плохо, на нашу, например, жизнь и творчество это никак не повлияло. Вас просто это озаботило потому, что нас раньше там не было, так к этому были определенные причины, к нам на самом деле отношения не имеющие. В-четвертых, я в принципе не против ни Радио, ни ТВ вообще, если бы были нормальные каналы, передачи, то с удовольствием бы сотрудничал, вообще был бы в первых раядах. Сам мечтаю всю жизнь создать или возглавить нечто подобное, для этого в свое время и был создан ГрОб-Рекордз. В следующих, то, что мы делаем, мы делаем для людей. Если наша музыка благотворно повлияет на возможно большее количества народа, то это просто здорово. Я не сторонник инфантильной самоизоляции «из принципа». И в конце концов, если бы если бы на любом распопсовом радио время от времени звучали Seeds, Association или 13th Floor Elevators, я бы был только в восторге. Например, во время последнего приезда в Питер по дороге в зал в автобусе по радио среди всяческого говна неожиданно заиграл The Who, что существенно поправило настроение!

Анатолий, Ижевск
1. Скажите, уважаемый Игорь Федорович, прочитал про выход альбомов на ХОР?е, и у меня сложилось мнение, что это все «полупиратство» грешное
какое-то.. Неужели все заново будет переиздаваться с бонусами и дополнениями? И стоит ли ждать выхода в свет всех Коммунизмов?
И еще о коммунизме, ведь «Благодать» вышедшая на 4 CD на том же ХОР?е и оригинальная Благодать это разные вещи? Если да, то почему появилась
версия на 4 CD? Расскажите — очень интересно.

— Почему это вышло на 4 СД — это вопрос к товарищу Колесову, потому что Благодать — это, разумеется, двойник. Ситуацию с ХОРом описывать сложно и неохота, скажу только, наше сотрудничество в издании альбомов прекращено, хотя это не сказалось на личных отношениях. Сейчас на Мистерии Звука мы выпускаем полный архив ГрОб-Рекордз, разумеется, весь Коммунизм с бонусами, весь ГО с бонусами, архивными фото, текстами, комментариями и т. п. Причем это все восстановлено с мастеров, подвержено невиданной доселе реставрации в том смысле, что будет звучать и выглядеть именно так, как тогда задумывалось. Для нас это первый подобный опыт.

2. Общаетесь ли вы сейчас с Манагером и Кузьмой?

— Общаемся, но редко по причине дальних расстояний… Кузьму вы и сами могли видеть на концерте ХХлетия. Я и сейчас продолжаю надеяться на возрождение проекта с Кузьмой.

3. Ну и самый последний вопрос, а нет ли желания издаваться на виниле? Ведь такая сказка: сочно хрустящий винил, глубокие басы, чудовищный
конверт (ведь какой кайф бывает от того, что вертишь в руках потертый конверт от любимой пластинки, ведь никакой дигипак рядом не валялся!)

— Есть идея издать на виниле последние 2 альбома ограниченным тиражом, но у нас в стране это никто не делает, делают в Лондоне, это долгое дело — там очередь на полгода, поэтому пока это только проект.

Андрей, г. Донецк
Добрый день!
Егор, перечисли, пожалуйста, 10 своих любимых пластинок/дисков/албомов. Я понимаю, что ты слушаешь очень много музыки, но хотелось бы об этом узнать поконкретнее. Заранее спасибо за ответ!

— Вообще-то я бы сразу назвал штук 100… Все первые Love. Kim Fowly «Outrageous», Butthole Surfers «Hairway to Steven», USA первый и единственный, Stranglers «No More Heroes», Ramones первый и «Too Tough to Die», Cassiber «Man or Monkey», Beatles «Revolver» и «Magical Mystery Tour», The Who «Magic Bus», Bee Gees «1st», Undertones «Positive Touch», Patti Smith Group «Radio Ethiopia», MC5 «Kick out the Jams», Stranglers «Black&White», Kaleidoscope «Side Trips», английский Kaleidoscope «Tangerine Dream», Golden Dawn «Power Plant», Genesis «To Revelation», «Traspass», «Selling England», Stooges «Fun House», Devo первый, Robert Wyatt «Rock Bottom», Specials первый, Elvis Costello 78-80, The Left Banke оба, Donovan до 68го включительно, Iron Butterfly первые два, Paul Revere and The Raiders «Spirit of 67», все ранние — Association, Strawberry Alarm Clock «New Colony Six», Byrds, Hollies, Troggs, Electric Prunes, Chocolate Watch Band, всяческий Neil Young, Beach Boys «Pet Sounds» и «Friends», Husker Du до 87го, первые два Psychedelic Furs, Echo and the Bunnimen «Ocean Rains», Tomorrow первый и единственный и много, много другого.

Алексей из Новосиба
Недавнее выступление на фестивале «Поэты Русского Рока»… Честно сказать, был удивлен известием, что ОБОРОНА выступила там. Что дало ЭТО выступление группе и лично Вам, нужно ли оно было? Считает ли Егор себя «поэтом русского рока»?

— Ничего не дало, сыграли да и все. Обычный концерт. Что такое поэты русского рока, мне неведомо, я на этот вопрос уже отвечал.

Sasha (AnarhiA) Israel/Canada
Natknylsia v odnoi iz statei na to shto egor osmislivaet fil?m «jinz? kak chydo», hotelos? bi yslishat? ego otnoshenie k fil?my….

— Очень хороший фильм, вот и все. Лучший за последнее время, который я видел (хотя я еще не видел Муратовой «Настройщика»).

Здравствуйте! Меня зовут Артур, я из города Краснознаменска Московской области. Рад возможности задать Егору вопросы. Если их покажется много, может быть он ответит на некоторые.
1) Почему на акустических концертах вы играете на электрической гитаре?

— Потому что всю жизнь играю на узких грифах, на широких пальцы попадают между струнами, выходит не очень казисто:) Вообще никогда не имел акустической гитары.

2) Как относитесь к азиатскому кино (Китано, Ким Ки-Дук, Вонг Кар-вай)? Может, кто-то из них вам особенно близок?

— Ким Ки-Дук и Вонг Кар-вай полное говно, Китано гений, Чжан Имоу очень хорошо, приятно глазу:)

3) Как ваши родные относились к тому, что вы делали в 20 лет? Не встречали ли вы препятствий в своей деятельности со стороны своих близких?

— Препятствий не ощущал, но и понимания ни малейшего тоже не находил. Родители очень хотели, чтобы был врачом.

Сяржук Канае? скі, Менск, Беларусь.
Егор, пролей, пожалуйста, свет на чудовищную историю с пятиэтажным камышовым котом им. С. Курёхина, которого казахи оснастили запасом ядовитых газов и отправили в столицу, чтобы уничтожить Дугина.

— Авторство истории принадлежит самому Дугину, который однажды утром, проснувшись с тяжелого похмелья, стал расспрашивать нас с моей бывшей женой, далеко ли Омск от Казахстана. На ответ, что рядом, неожиданно страшно обеспокоился. Стал представлять, как казахи могут нагадить, если захотят. Неожиданно его осенило: могут отравить ветер! После чего наглухо запер все форточки и впал в некую прострацию и стал нас пугать историями о неких камышовых людях, которые живут вокруг Балхаша, о их культуре, обычаях, религиозных практиках, и дошел до того, что в некий момент посреди озера возник у него остров, на котором живет исполинский кот (2 метра в высоту), которому поклоняются эти люди и готовы идти за него беспощадной войной на все человечество. В некий момент образ людей и кота стал столь зрим и ощутим, что Дугин страшно испугался, залез под одеяло и отказался выходить из дома, хотя в этот день у него была назначена встреча с избирателями.

Сергей Степанов, Ставрополь
1. Егор, скажи, пожалуйста, какое влияние в судьбе Гражданской Обороны директоров группы? Почему у вас они достаточно часто менялись? Почему с тобой перестали работать Сергей Фирсов, Евгений Грехов… Наверное был еще кто-то, я просто не знаю. Можно ли их роль для группы сравнить скажем с Майкольм Маклареном?

— Вообще никак нельзя сравнить. У нас директор это вроде члена группы, только который отвечает не за музыку, а за свой фронт работы. И уходят они по той же причине, что уходят гитаристы, барабанщики — то есть по каким-то своим личным мотивам — кто-то детей рожает, кто-то в бизнес подается. Бывали ситуации, когда мне самому довольно долгое время приходилось быть директором. Не очень приятно, потому что приходится много чем одновременно заниматься.

2. И еще если можно один вопрос. Егор, ты в своих ответах говоришь постоянно, что надо работать, что если что-то хочешь по настоящему, то обязательно добьешься и т. д. А как же удача? Есть для тебя такое понятие? Кому то повезло в жизни, а кому то нет. Ты не замечаешь подобные вещи?

— Я не назвал бы это «повезло». Я сказал бы, что имеют место иррациональные вмешательства в судьбы людей, как положительные, так и печальные. Но за всем этим угадывается некая система. Плоды собственного «хотения», то бишь труда, на данный момент могут быть незаметны, минимальны или вообще отрицательны, причем на очень долгий «данный момент», но если не отступиться, то сила заклинания неизбежно срабатывает, причем безошибочно и беспощадно (См. кино «Сталкер»).

Е. Летов
05.04.05

_