Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 02.11.05

Источник: www.gr-oborona.ru

Лебедев Андрей
Привет, Егор!
1. Недавно Россию посетила гр. Лайбах. Твое отношение к их творчеству? Посещаешь ли ты концерты каких-либо групп? Где это обычно происходит в России или зарубежом?

— Лайбах — смешная команда. Этакий курьёз, причём сами они этого не скрывают, весело-цинично в хорошем смысле слова. Ранние альбомы очень хорошие, но сейчас я такую музыку не слушаю либо слушаю очень редко. Слушаю их средний период, особенно нравится «Opus Dei». То, что они делают сейчас, по-моему, совсем скучно. Во всяком случае, на меня не работает.
Концерты, к сожалению, редко посещаю, можно сказать, что никогда. В нашей стране — по причине собственной известности, за рубежом — по причине занятости.

2. Разрешил бы ты какому-либо из современных режиссеров использовать твою музыку в своем произведение? Если да, то какому?

— Разрешил бы, почему бы и нет. Смотря что снимают.

АРЕХ г. Гомель
Здравствуйте Игорь Фёдорович
1)Что в начале вашего творчества давало силы идти вперёд и только вперёд???

— Вопрос странный. Это все равно, что спросить: «Что в начале жизни давало силы жить?»

2) Что вы думаете по поводу нынешней политики А. Г. Лукашенко, сейчас вы придерживаетесь той же точки зрения и увидим ли мы вас в Белоруссии?

— Надеюсь, что увидите. По поводу политики Лукашенко ничего конкретного сказать не могу, потому как специально не интересуюсь, могу повторить лишь всяческие высказывания из телевизионных репортажей, не более того.

Тарас, С-Пб
Послушал, ранее не изданную песенку «На исходе дня» в новом переиздании «Прыг-Скок», понятно что могла быть масса разных причин для тебя, чтоб не включать ее в альбом ТОГДА... но песня сама по себе хорошая. Много ли подобных опусов у вас по полочкам распихано, и свет еще не
видело?

— Хватает, специально не считали. Вообще в то время сочиняли и писали очень много всего подряд, многое забраковывалось в самом начале. Всему, что производилось в то время, не придавалось абсолютного значения и ценности. Это сейчас все это становится занятным, по прошествии времени. Различные дубли, варианты, невышедшие вещи. У Кузьмы, например, его приятелем был однажды безвозвратно уничтожен практически весь архив. Я однажды пожёг на даче все свои черновики и рисунки («дабы случайно не попали в чужие руки»), среди которых была куча оригинальных произведений, и т. д.

Anri. Курганская обл. Шадринск
Здравствуйте, Игорь Фёдорович. Вопрос такой:
Многие группы поют об одном и том же, с небольшими изменениями: как это хорошо, да как это плохо; какая вокруг красота, или как плохо жить. Пережёвывают на сто раз одно и тоже. Садишься писать стихи и понимаешь, об этом уже говорил тот-то, написано было там-то. Стоит ли вообще писать об этом, или нужно искать то, о чём не было сказано, неизведанные уголки. Многие мои знакомые пишут стихи, песни. Когда я их читаю даже дрожь по спине проходит, ничего нового, будто сами не видят, что темы эти надоели всем давно. Очень интересно узнать ваше мнение. Заранее огромное спасибо.

— Болезненная тема. Я всю жизнь стараюсь придерживаться такого же принципа. Просто иногда не замечаешь, когда происходят неосознанные повторения или подобия. Я в последнее время стараюсь делать новаторские вещи по отношению к тому, что сделал до этого САМ. Так как наше творчество все равно ни на что другое не похоже, все усилия прилагаются к тому, чтобы не самоповторяться. Либо делать это красиво и каждый раз по-особенному. Чтобы было интересно.

Андрей Ившин
Здравствуй, Егор! Скажи, есть ли у тебя любимые места в Интернете?

— Я сам к компьютеру подхожу крайне редко. Иногда захожу на музыкальные или футбольные сайты за информацией.

Олег Москва
Уважаемый Игорь Федорович, как вы относитесь к легализации «средства, изобретенного господином Хофманном»? Я считаю, что если каждый человек, заинтересованный в этом, сделает все, что в его силах, то это можно осуществить.

— Полностью поддерживаю.

Gazolin, Москва.
Игорь Фёдорович, скажите, почему в переиздание «Прыг-скока» не вошли «Красный смех» и «Непрерывный суицид», которые входили и в магнитоальбом (согласно книга А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»), и в ХОР-овское издание? Роман Неумоев не разрешил, или так вы видите альбом (без этих песен)?

— Так я вижу альбом, без этих песен. Дело не в том, что Неумоев что-то разрешал или запрещал, просто неохота иметь дело ни с чем, что касается этого человека. Что касается тех песен, то они были записаны и вставлены в то время то, что называется «до кучи», чтобы метраж альбома был не меньше 30-35 минут. Таким образом я поступал в то время довольно часто с чужими песнями. В частности, в «Прыг-Скок» готовился другой вариант «Тумана», даже Янкина «Выше Ноги От Земли». Я уже писал об этом в комментариях к изданию. «Прыг-Скок» собственно — это костяк из примерно 7-ми оригинальных песен, всё остальное — это «добивка». Если взять в целом, то записанного материала больше часа, в частности, народные песни, заклинания на смерть, всяческий экспериментальный трэш и т. д.

Артем, Москва.
Интересно очень, песни которые вы играете обычно на концертах, вы считаете лучшими из ваших? Какой критерий отбора? Почему некоторые вы играете с каждом составом Обороны, а некоторые вообще никогда не услышишь. К примеру, со «Ста Лет Одиночества» всегда играются «Вечная Весна» и «Офелия», но никогда не звучит «Передозировка», «Семь шагов за горизонт», «Поживем-Увидим». Они по-вашему хуже или не подходят для концерта? Или всегда звучат песни с альбома «Солнцеворот», а вот с «Невыносимой Легкости Бытия» кроме песни «Наши» я ни разу не слышал в Москве ничего. Хотя альбомы равноценные и последний мне даже больше близок.
Спасибо!

— Критерий отбора — то, что приятно и удобно играть всем музыкантам из данного состава. Некоторые вещи — программные, на все времена, такие как «Офелия» или «Вечная Весна». Некоторые, такие как «Передозировка», «Семь Шагов», или «Маленький Принц» вообще невозможно исполнить, потому что они сочинялись виртуально, в голове, без учеты специфики живого исполнения, как то: паузы для вдоха и т. д. Песни «Наши» или «Дембельская» вообще трудно представить без МНОГОЧИСЛЕННОГО состава, так как они сочинялись для единовременного исполнения большим числом соло-инструментов. Это касается и «Об Отшествии...» и «Невыносимой Лёгкости Бытия». Кроме того, в живом составе у нас нет органиста, что тоже большое препятствие для исполнения ряда вещей.

Михаил.
г. Белая Калитва, Ростовская обл.
Уважаемый Егор. Почему Гр. Об. никогда не снимала видео клипов? Мне кажется в видео больше простор для творчества.

— Это дело серьезное, если снимать — то вообще не клип, а фильм, притом не как попало, а хорошо, а это стоит огромных денег и времени. Кроме того, если снимать — значит, нужно, чтобы это где-то показывалось, стало быть, нужны подвязки в масс-медиа. Мы до сих пор ничего не можем издать на DVD из нормально снятых концертов, хотя они есть. В нашей стране эта отрасль до сих пор в зачаточном виде.

Артем Кротов
1. Вещь «Они наблюдают» породила и так достаточно разговоров, но для меня это отдельный случай. Там явственно проходит параллель с одним из твоих ранних текстов (моим любимым, поскольку мне это всё показалось странно ЗНАКОМЫМ) — неужели это, собственно, об одном и том же? Или для тебя этот образ со временем трансформировался?

— Скажем так, расширился. Хотя параллель сознательно осталась и не скрывается. Это вообще касается того, чем я занимаюсь в самое последнее время. Можно сказать, что я совершил некую петлю во времени, и вернулся лет на 15-20 назад в другом качестве, с новым опытом и другим взглядом.

2. Разделяешь ли ты теорию реинкарнации? Может у тебя есть свои личные представления?

— В определенной (не абсолютной) степени разделяю, вопрос широчайший, об этом можно всю жизнь говорить, если же совсем коротко, то думаю, что существуют ВСЕ мыслимые и немыслимые варианты продолжения, и каждый их сам себе «наживает». Это касается, кстати, не только последующего бытия (или небытия), но и ежедневного.

3. Мог бы ты быть только одним из лидеров команды, как например «Crosby Stills & Nash», как ты думаешь?

— Я всю жизнь этого хотел и добивался всеми силами от окружающих, но так ничего и не вышло. Именно по этой причине я в некий момент и полез в продюсерство и просто «помогательство» другим коллективам. Что тоже кончилось плачевно. В идеале мне всегда хотелось входить в некую творческую группу хотя бы из двух-трёх творчески непохожих художников, авторов, и мне всегда было и есть до боли завидно всем творческим движениям в истории, будь то футуристы, обэриуты, дадаисты, битники, или нью-йоркские панки 70-х.

Олег, Севастополь
Украина на чемпионате мира по футболу. Как вы думаете, какие у нас перспективы?

— Трудно сказать. Зависит от того, в каком состоянии сборная подойдет к чемпионату (в том же составе и с Блохиным). Если все будет в порядке, то в восьмерку запросто можете попасть. А уж дальше включаются другие факторы — судейство, травмы и т. п.

Артём, Москва.
1. На некоторых концертах ГО вокалистом был Манагер, почему впоследствии он с Вами не выступал?

— Надо сказать, что в то время мы играли принципиально халтурно. Не репетировали вообще, как минимум половина музыкантов вообще не знала ни песен, ни аккордов. Я стучал на барабанах и пел, это одновременно делать долгое время довольно утомительно, Манагер меня как бы разгружал. Вообще ранние концерты ГО — это скорее из области концептуального искусства, чем собственно музыка. Впоследствии Манагер организовал свою группу и успешно с ней играет.

2. В какое-то время Вы играли на басу, почему вы отказались от игры на бас-гитаре?

— Вы имеете в виду на концертах или на студии? На студии появились штатные басисты (я по-прежнему могу играть на всем, кроме клавишных, просто незачем). А на концертах играть на басу и петь (и прыгать, если этого хочется) архисложно, во всяком случае, мне.

Sergej «Moritus»
zdarowa Egor! Xotelos? by uznat?, budet li w skorom budujushem koncert Gr. Ob-a w Germanii. Budu rad otwetu

— Мы бы со своей стороны с превеликим удовольствием, но от нас ничего не зависит. Человек, который собирался это организовать, сейчас занимается совсем другими вещами, а иных предложений пока не появилось.

Hi, Egor, what do you think about Nick Cave`s poetry?
Thank you very much in advance,
Ilya, Basingstoke, UK

— Я как поэзию его тексты никогда не рассматривал, поэтому трудно сказать определенно, а с литературной деятельностью пока не знаком, хотя книжки его у нас имеются:)

Сергей г. Москва
Егор Летов как вы относитесь к цифровой обработке музыки, если положительно, то что вы скажите насчёт того, что цифровая обработка делает музыку какой то искусственной не живой, в ней уже не столько эмоций, чувств которые в них вложил автор.

— А пленка — это что? Не искусственное ли преобразование звука черт знает во что? Цифровая обработка — это целый мир, тема изучения и овладения бесконечная, со своими собственными законами, разумеется, совершенно другими, своими преимуществами и недостатками. К эмоциям и чувствам, я думаю, все это никакого отношения не имеет. Это примерно то же, что читать книгу, от руки написанную шариковой ручкой, или напечатанную на машинке.

Никон, г. Самара
Здравствуйте Игорь Федорович!
у меня, если можно, два вопроса
1) В различных своих интервью вы говорили что в середине 80-х зарабатывали работая художником на заводе, тк заработать музыкой тогда было невозможно. Как вы зарабатывали после роспуска группы в 90-м до новых выступлений в 94-м?

— Работал я художником не потому, что надо было каким-то образом зарабатывать (зарабатывал я другим образом — обменом и торговлей пластинками), а потому что имел место жестокий закон о тунеядстве, по которому меня неоднократно привлекали. Поэтому необходимо было через каждые 3 месяца свободного существования устраиваться куда-то на официальную работу, все равно, куда. А работа художника — это был лучший вариант из существующих в то время. В 90-е я зарабатывал выпуском пластинок, тогда за это еще хорошо платили.

2) В предыдущей серии ответов вы сказали что идеальный концертный ударник — Аркаша Климкин. Что сейчас с ним и почему он не играл в ГО времен Русского прорыва, ведь он выступал, скажем на «Рок-Азии» с Янкой в конце 90-го?
Огромное спасибо!

— В апреле 90-го состоялось последнее выступление ГО в том составе. Группа распалась по причине того, что ребята сами попросили меня дать им волю, так как процесс популяризации ГО вышел из-под контроля и стал носить угрожающий и непереносимый для них характер. Многие тем не менее продолжали делать что-то свое, а Аркаша решил закончить с музыкой и занялся бизнесом. Чем успешно занимается и до сих пор.

Без подписи
Здравствуйте, Егор! Пару дней назад приехал с женой из Коннектикута на Ваш концерт в Бостоне. Как то очень давно мечталось, что Вы до нас доберетесь и вот сбылось. Получили огромное удовольствие — профессионально, здорово, душевно, и эмоционально, как то по настоящему. Вопросов два — можно ли надеяться, что Вы приедете и в следующем году, и второй будет ли живой диск (или DVD) с записью концерта — Бостонского или Нью Йоркского? Еще раз огромное спасибо за доставленную радость. Я не так давно увлекся ГО — мой брат, священник из России, посоветовал пару лет назад

— Живых дисков скорее всего не будет, потому что никто профессионально не записывал и не снимал, а с концертами надеемся приехать снова спустя какое-то время.

Петр, Нью-Йорк
Егор, хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от концертов в Америке, и Нью-Йорке в частности.
В одном из ваших интервью (FUZZ, 1994 год), вы называли эмигрантов отбросами, а США бескультурной страной, куда люди приезжают, чтобы обманывать других и зарабатывать деньги. Что вы сейчас думаете по этому поводу?

— Можно понять, на волне чего и зачем это было тогда сказано... На самом деле с Америкой мы реально познакомились и составили мнение только сейчас, в этот приезд. Конечно же, всё не так. Америка огромнейшая страна и очень РАЗНАЯ. Как и везде, есть свои, есть чужие. Есть свои специфические проблемы, политические, национальные. Поездка произвела невероятное, фантастическое впечатление. Особенно Калифорния. Можно сказать, что мой мир в результате этого дико расширился географически и метафизически, и некоторое время впоследствии у меня ушло на врастание, вживание в него. Впечатлений самого разного характера столько, что сейчас это не уместить в маленький ответ на вопрос.

Александр, Нижний Новгород
Игорь Федорович, из Ваших интервью стало известно об уголовном преследовании, которому Вы подвергались в связи с Вашей творческой деятельностью. Расскажите, пожалуйста, какие именно песни стали причиной такого преследования. Обсуждались ли тексты этих песен во время допросов? Что именно в текстах песен «не понравилось» органам?

— Никакого уголовного преследования не было, вы путаетесь в реалиях того времени. Тогда всё происходило по совсем другим законам. Поэтому никто никакие тексты песен не обсуждал, обсуждалось, например, наличие в доме запрещенных книжек, а, главное, наличие нас как таковых в данное время и в данном месте.

от Сергей Aler, г. Чашники
Уважаемый Игорь уважаю Вас и Ваше творчество. Ответьте пожалуйста на такие вопросы.
1 )В какие годы у Вас сформировалось своё собственное мнение?

— Сколько себя помню.

2) Какой сочинение самое любимое у Вас в творчестве Введенского А.?

— «Потец»

3) Какой предмет был самым любимым у Вас в школе?

— Физкультура, потому что от нее был освобожден и не ходил.

С уважением, КЕША. (Санкт-Петербург)
1. Ваше отношение к Рериху? (И как к художнику и как к философу)

— По непонятной причине очень не люблю ни то, ни другое.

2. В песне Вселенская Большая Любовь есть строчка «на смертельной истребительной дороге все на север». Почему именно на север, почему там может находиться «все что ищем»? Имеете ли вы в ввиду какое-то конкретное место? Песня Высоцкого с альбома Звездопад, моя любимая с этого альбома песня, тоже связана с севером. Вообще что для вас север?
Большое спасибо за ваше творчество!

— Сей образ заимствован из романа Ганса Эриха Носсака «Спираль», конкретно главы «Виток спирали V — ЗНАК». Тем, кто читал, должно быть очень понятно, что имелось в виду. Я давно хотел его обыграть в какой-нибудь песне, а здесь вышло само собой, просто как озарение.

Андрей
Был на твоем концерте в Доме офицеров в Курске. Звук, конечно, полное дерьмо, но драйв безумный!!! Получил огромное удовольствие. На следующий день, слышал (город-то маленький), что ты с ребятами осматривали местные достопримечательности... Ну и как тебе наш город? Понравился? И вообще, как все прошло?...

— Все прошло отлично, сильно много не гуляли — времени было немного. Были в храме Саровского, на мемориальной аллее (оттуда есть на сайте фотографии), а потом ездили в загородный частный комплекс-зоопарк, где, кстати, видели отличного барсука.

Master Leonard, Нью Джерси
Здравствуйте. Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение о таких писателях как Иэн Бэнкс (Осиная Фабрика, Мост) и Олег Дивов (Мастер Собак, Выбраковка). А также таких групп как Gentle Giant, и ранний Jethro Tull.

— Бэнкса не читал, потому что крайне не понравилась аннотация на какой-то его роман в одном из журналов. Дивова тоже не читал, не попадался. Уважение к Gentle Giant — это то, что объединило нас с Кузьмой в момент знакомства, считаю, что это гениальная группа того времени. Jethro Tull — просто хорошая группа, очень разная, и ранняя, и поздняя. Например, «Songs From the Wood» сравнительно поздний альбом, притом чуть ли не лучший, а «Benefit» ранний, но очень скучный. Это дело вкуса и личных пристрастий. Просто я никогда не был серьезным фэном Jethro Tull, слушал их постольку поскольку. Могу сказать, что наилюбимейшая моя вещь у них — «Elegy» из «Stormwatch».

Олег, Москва.
Здравствуйте, Егор! Интересно было бы узнать:
1. Интересуетесь ли Вы, как человек гуманитарно образованный, с одной стороны, и интересовавшийся политикой, с другой, новинками в социологической и философской мысли. В частности, как относитесь к М. Фуко, П. Бурдье? Вам интересны выводы «профессиональных
вскрывателей» социальной реальности?

— Уже нет. Сейчас у меня другие приоритеты.

2. Значит ли что-нибудь для Вас как для человека, всю жизнь профессионально занимающегося написанием текстов, то, что сделал в поэзии Бродский.

— Да, я его уважаю, но подобный тип поэзии, скажем так, не разделяю.

Иван Архангельск.
Егор привет с севера. Вопрос такой . Есть ли у тебя машина, и какая если не секрет?

— Нет и не будет.

Дмитрий Nexx, Тюмень. Здравствуйте, Егор.
При прослушивании вашего творчества у меня возник вопрос: Почему в начале песни «Здорово и вечно» раздаётся звук сбитых кегель?

— Вообще-то это шум вагонов, и буквально — железнодорожный шум промышленной зоны, записанный нами с Кузьмой вживую на кассетник. От кегельбана это, согласитесь, далековато...

Алексей Солдатенков
О официальной альбомографии 1990 г. ты говорил про запись для проекта «Враг Народа» — «Делай С Нами, Делай Как Мы, Делай Лучше Нас!» . О том, что все песни, записанные там использовались далее в последующих альбомах. Так вот. Песня «Человек-Это Звучит Гордо!» и последняя на альбоме нигде больше не встречаются. Может существую версии альбомов, где они были включены, но с ходом времени и переиздании их ты решил их не включать?
Думаешь ли ты издать «Делай С Нами..» в том виде, как он был задуман? Спасибо!

— Да, Вы правы, «Человек — Это Звучит Гордо!» нигде больше не было, хотя есть вариант ее записи для «Войны», но сразу же забракованный из-за музыкальной невнятицы, да и вообще глупости текста (он, надо признаться, вышел крайне неудачным, пафосным и пустым). Остальные (всего их 4) так или иначе куда-то входили. Что касаемо самой этой записи, мы надеемся, что Мистерия Звука продолжит выпуск наших архивов. Я хотел «Враг Народа» вставить как цельный бонус к одному из альбомов ГО 88-го года.

Андрей, Москва.
Привет, Егор, спасибо за все!
1. Очевидно то, что ты волей-неволей уже вписал свое имя в историю нашей страны/в умы не одного поколения и пр. И ярлыки, которые липнут к тебе оторвать уже невозможно. В связи с этим вопрос: кем бы ты хотел остаться в истории — музыкантом, поэтом, художником, философом и пр., или вообще не хотел бы в этой истории фигурировать? Прокомментируй свое отношение к «звонкому ярму» твоей славы.

— С точки зрения следа моего ИМЕНИ в истории, мне это совершенно без разницы. Гораздо больше интересуют последствия деятельности, на чём бы они не сказались. Так как они уже имеют место быть — я уже счастливый человек. Я надеюсь за те годы, которые мне отпущены, успеть как можно больше.

ий, Тюмень.
Здравствуйте, Игорь Фёдорович!
У меня к вам такие вопросы:
а) Некий проект с Кузьмой как продолжение «Коммунизма», о котором вы упоминали, создавалось ли уже что-либо?

— Нет, к сожалению, и пока положительной динамики не предвидится. Пока не представляется возможным каким-то образом затащить его в Омск, где если бы он оказался, мы бы обязательно что-нибудь записали.

б) Кто-нибудь из членов вашего коллектива создаёт стихи, прозу, что-то своё?

— Все понемногу что-то своё делают. У всех какие-то свои проекты.

Traveler, музыкант, Москва
Егор, у меня очень много вопросов. Вот только некоторые. Надеюсь на ответ.
1. Вы говорили одно время в конце 90х, что из-за проблем с составом вы долго не могли начать запись нового альбома, потому что не хотели писать очередной «сольник». Интересно насколько много вкладывают своего ваши музыканты сейчас, или они просто играют то, что придумывает вы? Когда думаете начать запись нового альбома?

— Вкладывают, конечно. Руководство остается за мной, но я страшно приветствую любые проявления творческой фантазии, в которой нынче недостатка нет. Последние 2 альбома в процессе записи непосредственно раскрашивались полным составом, то есть втроем — мной, Наташкой и Саней Чеснаковым. Сейчас добавился еще и Паша, новый барабанщик, у которого совершенно свои взгляды на звучание и прочее.
Как только закончатся гастроли, возможно, приступим к записи нового альбома. Единственное, что может помешать — это, собственно, время года, то бишь зима, потому что альбом весь сочинен летом и летом пронизан. Нельзя это ощущение потерять. Так что если сейчас не пойдёт — будем ждать.

2. Еще интересно как долго вы работаете в студии над такими вещами, как концовка «ВБЛ», соло в «Косе Цивилизаций», концовка в «Собаки» и т. д. относительно всего времени работы над песней?

— Быстро работаем, ничего не вымучиваем. Я вообще трудоголик, мне нравится писаться, копаться в звуках, я совершенно от этого не устаю.

3. И еще интересно — как записывали соло в «Косе Цивилизаций» и подобных песнях? Просчитывали, как будет гитара звучать перевернутой? Или просто импровизация?

— Каждый раз по-разному. Иногда просчитываем, но чаще импровизация. В этом есть нечто жуткое, внеличностное, так как человек в нормальном состоянии не может мыслить в обратную сторону. Сам подобный принцип, я считаю — главное музыкальное открытие психоделии 60-х годов.

4. Какая примочка звучит на альбоме «Прыг-Скок» с квакающим звуком.? Старые примочки, которые вы использовали в начале 90х вы куда дели? Потому что они уже не используются на записи.

— Звучит примочка Fazer AutoWah, разумеется, советская, красная такая, с двумя педалями. Очень сильно фонила, поэтому практически больше и не использовалась. Лежит до сих пор у меня в шкафу, так же, как и Venta, на которой записано большинство наших альбомов.

Дмитрий, Минск.
Уважаемый Игорь Федорович, читали ли вы книгу А. Данилина «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости»? Если да, то какого вы мнения о ней?

— Книга невиданной глупости и вредности. Невероятная хуйня.

Chip, г. Новокузнецк
Как ты относишся к музыке рэгги, и к Бобу Марли в частности?.. Я считаю что очень мощная энергия поступает, и без агрессии, только позитив. Как тебе?

— Энергия — это вообще по сути позитивная штука, а агрессия возникает только тогда, когда возникает препятствие для ее выхода. Что касается Марли и рэгги, то я в прошлом страшный фэн этого всего, несколько лет вообще только это и слушал и в этом жил. Страшно люблю ранний ска 60-х, Steel Pulse, Black Uhuru, Peter Tosh, Third World, гениальный первый сольник у Риты Марли.

Москва, Henry Chinaski
у меня такие к тебе вопросы:
1. Ты побывал в США. Не мог бы ты рассказать что тебе там понравилось и что не понравилось? И вообще впечатления от поездки...

— Я уже отвечал выше. Попобробнее отвечу на более конкретные вопросы через какое-то время.

2. Так же очень интересно на какой аппаратуре вы играете в домашних условиях: комбики, их мощность. как пишетесь в линию или через микрофоны. твои соображения по поводу баса: какой размер диффузора наиболее приемлем для его озвучивания. что ближе тебе лампа или транзисторы и т. п.

— Это всё наше ноу-хау, об этом никому не рассказывается. Более того, мы не знаем, что мы применим в следующий момент.

3. форма твоей гитары и мне тоже нравиться как у гитариста AC/DC классика! ты сказал что любишь тонкие грифы потому и на акустике не играешь, но у гибсонов вообще тенденция производить гитары с толстыми грифами — сустейн чтоб типа держали, те я не очень разницу уловил...

— Разница в том, что, когда я говорил про тонкие грифы, я имел в виду Rickenbacker-ы, которые для меня основные гитары. Epiphone (Gibson SG) для меня — гитара походная. Это такой мой старенький потрепанный друг.

4. А. Козлов высказался как то что существует два вида людей слушающих музыку: люди слушающие музыку в роковых традициях и люди которые слушают музыку основаную на блюзе. просто почти на биологическом уровне кто то воспринимает только триольную основу а кто то только блюзовые квадраты и ритмику — отсюда и непонимание между молодежными группировками репперов и металлистов к примеру. про себя скажу что я одинаково люблю funk ska punk rock reggae и еще кучу всякого... Что ты об этом думаешь?

— Ничего не думаю, потому что сам музыку вообще воспринимаю не так, никогда не думаю ни про блюзовую основу, ни про триоли и т. п. Музыка — это звуковая среда, в которой ты находишься либо с которой имеешь дело. Грубо говоря, она либо хорошая, либо плохая. Это примерно как погода.

Юрий Рейзер
Такой вопрос. Егор, ты часто говоришь о том, что нужно жить вне вот системы этой самой. Но каким образом это возможно делать человеку, у которого нету творческого импульса, чтобы жить только творчеством. Только чужим — да, возможно, но жрать-то что-то, к сожалению, надо.

— Я знаю кучу нетворческих людей, которые живут вне системы, это не препятствие. Кусок хлеба они всегда имеют.

Райхет, Тула
Недавно посмотрел концерт в Мюнхене 1999 года. Если помнишь, музыканты из какой группы выступали с тобой? Играли замечательно.

— Autozynik. Хороший концерт, залихватский.

Роберт Рождественский
Ты называешь кучу групп крутейших безусловно, но все так или иначе представляют определенную ветвь в музыке. Интересно как ты относишься к фанку? Я очень удивился, узнав, что в группе Love играют афроамериканцы — наверное поэтому у них такой саунд близкий к soul?

— Фанк вообще не слушаю и очень плохо знаю. Из значимых фигур могу отметить только Джеймса Брауна, Sly & the Family Stone и ранний Kool & the Gang. Что касается Артура Ли, это пример из области Джимми Хендрикса, когда чёрные люди начинают играть белую музыку (отнюдь не соул, не фанк). Эффект пронзительный и жутковатый, ибо получается у них чуть ли не лучше, чем у белых, во всяком случае, экстремальней. Причем интересно, что, когда они пытаются играть чёрную музыку, у них выходит как-то неказисто (альбомы Love 70-х). Всё, что есть ценного в Love — это как раз то, что к чёрной музыке не имеет отношения. Отстраненный, очень личностный психоделический фолк.

Андрей Фёдоров. Мельбурн, Австралия.
Планируете ли Вы посетить Австралию? Если да — то когда?

— Очень бы хотелось, с удовольствием, хоть когда, но не знаем, как это сделать. Мы не настолько обеспеченные люди, чтобы летать, куда захотим.

Василий, г. Самара
Прошлой осенью ты говорил, что «Солнцеворот» и «НЛБ» будут перезаписаны и получат другое название. Так вот, не оставил ли ты этих мыслей? Ждать ли в ближайшее время выхода этих проектов?

— Никогда не говорил, что они будут перезаписаны. Я говорил, что они будут пересведены и частично дописаны те партии, которых не хватало, либо которые записаны очень плохо. Всё это мы уже сделали, более того, в буквально ближайшее время эти альбомы под названиями «Лунный Переворот» и «Сносная Тяжесть Небытия» выйдут на фирме «Выргород».

Алена, Тверь
Какие любимые группы у твоей жены и у Александра Чеснакова? Их вкусы отличаются от твоего? Не мешает это? Т. е должны ли быть у музыкантов в группе одинаковые вкусы?

— Нет, не должны и не мешает, а, наоборот, помогает. Чеснаков, насколько мне известно, любитель гитарного рока 70-х, а Наталья слушает панк и пост-панк 70-80-х.

Санек, Питер
1. Егор ходил ли ты в Америки по музыкальным магазинам? Нашел что-нибудь интересное из музыки? Поделись, пожалуйста
.

— Конечно, ходил, и нашел огромное количество, особенно в Сан-Франциско (магазины Amoeba и Aquarius), в Нью-Йорке — магазин Other Music. Добыл концертные бутлеги Love, альбомные артефакты турецкой и латиноамериканской психоделии 60-70-х, кучу редкого гаража, калифорнийского и вообще американского, еще много всего, в общем, едва увёз. Самое удивительное — нашел на dvd сборник гаражного панка и психоделии 60-х (Electric Prunes, Standells, Music Machine, Love, Pink Floyd с Барреттом и др.), снятых неким безымянным энтузиастом в то время на кинокамеру с телевизора (!), с каких-то забытых телешоу.

2. Как ты для себя открываешь музыку? К чему мнению ты прислушиваешься? Ведь не просто же так ты покупаешь все подряд, что под руку попадется, это было бы глупо.

— Так получилось, что я с детства в роке хорошо разбираюсь, очень наслушан и начитан всяческой западной рок-прессой, через меня постоянно проходило неимоверное количество разнообразной музыки всевозможных стилей. Что-то мне нравилось, что-то нет, в разное время — по-разному. Ко мнению никакому никогда не прислушивался. Сначала слушал бит и психоделию, потом долгое время тяжеляк, затем прогрессив и рокин оппозишн, затем долгое время панк и нью-вейв, а потом окончательно погрузился в психоделический гараж. Таких, как я, кто слушает подобное, собралась небольшая, но компания, людей, к чьему мнению я, конечно, прислушиваюсь. Кроме того, есть фирмы, которые по определению говна не выпускают. Если я вижу пластинку совершенно неизвестной мне группы, но вышедшей, к примеру, на Radioactive или Sundazed, я их беру и не жалею.

Дружище Биттнер, Москва.
Егор, что должно произойти в стране (в мире), чтобы Вы вновь стали «играть в политику» — поставить подпись под коллективным письмом, вступить в политическую партию, провести акцию протеста и т. п.? Или такая ситуация в принципе исключена? Как же тогда быть с известным изречением «бойся равнодушных...»? Не разделяете его?

— Я не «равнодушный». Просто я трезво оцениваю пользу собственных усилий в той или иной области. Не знаю даже, что такое должно произойти, чтобы я вдруг стал здесь полезен. Если только весь мир внезапно и окончательно обнищает политическими талантами и впадёт в полную беспомощность...

Егор Летов.
02.11.05

_