Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 11.04.06

Источник: www.gr-oborona.ru

Salvadorez
Здравствуйте!
1) Егор, хотелось бы узнать, какое у тебя любимое место (или район) в Петербурге?

- Трудно сказать. Пожалуй, Невский проспект и всё, что к нему примыкает с разных сторон. Как-то так исторически сложилось, что всегда, когда возникало пустое свободное время — встреча с кем-нибудь, ожидание поезда и т.п.), мне приходилось убивать его, гуляя сугубо по Невскому. Впервые приехал в Питер году в 82м по причине покупки бас-гитары «Орфей» и колонки со встроенным 6-ваттным усилителем VEF (суперудобная по тем временам штука для квартирников) у Рекшана из «Санкт-Петербурга» через Андрея Тропилло за 100 рублей. В это время он где-то что запраздновал и я почти сутки околачивался на Невском, названивая ему.

2) Правда ли, что ты свою первую бас-гитару «Орфей» купил в Ленинграде у Владимира Рекшана? Доводилось ли еще впоследствии с ним общаться?

- Нет, ни тогда, ни после..

3) … Когда ты узнал о «Летове» из Находки, который под видом ГО «чесал» Дальний Восток, и который был найден мертвым после концерта на Сахалине, после чего по стране поползли слухи о кончине Егора Летова? Считаешь ли ты «Лжелетовых» явлением постэтноса?

- Впервые узнал об этом из вашего вопроса. С подобными ситуациями приходилось сталкиваться году в 88м-89м, некие люди (скорее всего, разные) ездили по Украине и мелким городам центра России под моим именем, давая акустики. Основным аргументом были характерная моя причёска тех лет и круглые чёрные очки. Кто это был — так и не ясно. По существу, никакого урона они не нанесли, единственное, чем нагадили — это надавали идиотских интервью, относительно которых мне потом приходилось долго оправдываться, а также отличались свинским поведением, что нашло даже отражение в одной из гневных статей местной прессы. А что вы имеете в виду под постэтносом? — выражайтесь по-русски!

Дмитрий, Москва
У меня складывается ощущение, что большинство людей во всех своих поступках, сознательно или бессознательно стараются не переходить грань, за которой их действия могут вызвать осуждение родителей. Не было ли у Вас с этим каких-либо внутренних или внешних проблем, поскольку Ваше творчество достаточно жестко переходило рамки так называемых «приличий» и вряд ли могло Ваших родителей радовать. То есть насколько с пониманием или без оного они относились к вашему внутреннему и творческому поиску и насколько Вас это заботило.
Заранее большое спасибо.

- Никак не заботило ни их, ни меня. Они особо не интересовались и не знали, чем я, собственно, занимаюсь. И я никогда ничего им не навязывал и не предлагал послушать:) Идеальный симбиоз.

Алексей, г. Москва
Здравствуйте Игорь Федорович! Скажите, пожалуйста, кто из музыкантов принимал участие в составе группы «Посев» в записи альбома «Реггей, панк и рок-н-ролл».

- Андрей Бабенко — гитара, Евгений «Джон» Деев — бас, я — голос, портфель (вместо барабана).

Anex, Москва
1. Всегда считал что альбом «Сто Лет Одиночества» записан под влиянием LSD, уверен многие так думали. Поэтому прошлое твое оффлайн интервью меня удивило очень сильно. Выходит что по определению психоделической музыки, которое там же сами и привели, этот альбом, как и «Прыг-Скок», таковою не является. Так?

- Является, просто психоделиком в данном случае являлись другие вещества и практики. Вообще мой личный опыт (это я и имел в виду, отвечая в прошлый раз на подобный вопрос) говорит о том, что состояния ЛСД, псилоцибина и прочих вполне достижимо другими путями. Просто опыт практики ЛСД доказал, что и до его приёма я занимался тем же самым и достигал того же состояния, а то и круче, без привлечения химических «костылей». Это первое, что я начал проверять в состоянии ЛСД (прослушивать «Сто Лет Одиночества» и т.п.) В общем, стало ясно: все пути (дыхание, магия, вообще всё, что приводит к определенным измененным состояниям сознания) приводят к одному знаменателю. К подобному выводу, кстати, пришли и Станислав Гроф, и Харнер, и Джон Лилли, и другие. Всё зависит лишь от длительности избираемого пути.

2. Как оцениваешь вашу нынешнею гастрольную жизнь? Интересно ли ездить по России? Устраивает ли количество концертов и те города, места, в которые вас зовут? Есть города в России, где вы не были, и интересно было бы сыграть или города где хорошо, но зовут редко?

- У меня нет понятия «интересно» или «неинтересно». Я вообще таким вопросом не задаюсь. Это моя жизнь. Моя работа в хорошем смысле слова. Это то, чем я занимаюсь в этом теле на этой земле. Это как некая счастливая данность. Мне свойственно, естественно этим заниматься. Относительно прочих вопросов — всё бывает по-разному и заранее невозможно ничего загадывать. Бывает, что в городе, где было хорошо, в следующий раз случится погано, и наоборот. Это как на войне, каждую секунду всё меняется.

3. С чем связан долгая запись последних двух альбомов, ведь технически и в плане аранжировок они проще чем «Сто Лет Одиночества», кроме того, цифровая аппаратура, как мне кажется, упрощает процесс записи. Почему отошел от идеологии «записи за раз»? Сложным ли задуман следующий альбом?

- Чем лучше аппаратура, тем сложнее запись. На дрянной аппаратуре можно записаться и за раз, что и было в прошлом неоднократно доказано. Очень сложно писать гитары, барабаны, а самое главное — это определённый психологический настрой на каждую вещь. Во-первых, это предполагает полный отказ от гастрольной деятельности, во-вторых, для каждой отдельной вещи и отдельной партии существует необходимый минимум приёма всякой химии и ядов, от которых нужно изрядное время, чтоб отходить. Вообще, чтобы голос записать, нужно сотворить изрядное количество дублей, энергетически экстремальных, которые потом монтируются в один. И вообще, с чего вы взяли, что «Сто Лет Одиночества» писался быстро? Он создавался в течение почти двух лет, при полном исключении гастролей. Например, чтобы разучить партию баса на «Простор Открыт» Кузьме требовалась как минимум неделя. Некоторые вещи переигрывались и переписывались от начала до конца по несколько раз. Так что если суммировать, последние два альбома записаны, конечно, быстрее.
Пока альбом не создан, я никогда ничего о нём стараюсь не говорить. Единственное, что сейчас ясно, то, что это будет не «Гражданская Оборона», а «Егор И Опизденевшие». Это уже говорит кое о чём.

Ка. Новосибирск
Егор, будет ли пересводиться альбом Махно «Прошлогодний снег». Вопрос возник от чувства, что слушаешь альбом и ощущаешь музыку где-то на фоне, еле слышны всякие солы и прочие фишки.

- Махно покойный проявил невероятную самостоятельность в организации собственного альбома. Он просил о каких-то конкретных одолжениях, как то: барабанные дорожки, сольный вокал Кузьмы в одной песне, мои подпевки в другой. Во всем остальном имело место некое таинство автора. Сводил он его сам по своим собственным замыслам и технологиям, помощь со стороны решительно отверг. По окончании записи многодорожечную мастер-кассету унёс с собой, где она сейчас — неизвестно. Вообще, впервые готовую сведённую запись я услышал на кассете у Колесова. Я бы, конечно, всё переделал, но возможности и прав таких у меня нет.

Золотых Андрей
Егор, ты писал в «Гроб-хрониках», что песня всё как у людей в оригинале на 15 минут. Будет ли реализована эта версия?

- Это я, конечно, малость соврал. Не 15, а минут 8. Просто концовка писалась, пока лента не кончится, а сколько там оставалось — никто не засекал. Это один из дублей, который будет вставлен как бонус к одному из альбомов блока «Русское Поле Экспериментов». Другое дело, что он, конечно же, будет не до конца, ибо, по замыслу песни, она должна в некий момент резко обрываться.

Роберт г. Санкт-Петербург
Здравствуйте Игорь Фёдорович! Доброго вам здоровья. Хочу спросить у вас.
Хотели бы вы участвовать в S.K.I.F.e? Если нет, то почему? И вообще как вы относитесь к творчеству Сергея Курёхина и этому мероприятию? Спасибо.

- Мы вообще на фестивалях играем редко, обычно, тогда, когда возникают «окна» в гастролях. Специально ездим редко. К Курёхину отношусь очень хорошо, в своё время хотели создать с ним совместный проект. Вообще в Питере постоянно встречались, выпивали, слушали всякие пластинки. Можно сказать, что я дебютировал на сцене именно в Поп-Механике тогдашнего образца году в 82-83м в качестве бас-гитариста. Была даже идея сделать некий совместный «Коммунизм». Сам Курёхин к этому фестивалю отношение имеет далёкое, если не сказать вообще никакого, поэтому связывать эти два понятия я бы не стал. Данный фестиваль, насколько я знаю, бывает как необычайно интересный, так и невыносимо тоскливый, так что раз на раз не приходится.

? (случайно удалили имя автора вопроса, пришлите, если не трудно – админ.)
Недавно прочитал книгу Курта Воннегута «Бойня номер пять». «Детский мир» был написан вами под влиянием этой книги или я ошибаюсь? Вообще, как вы относитесь к творчеству Курта Воннегута?

- «Детский Мир» возник сам по себе. Сугубо в цельнометаллическом «Красном уголке», который болтался на тросах в неком цеху, я об этом уже говорил в прошлый раз. К Воннегуту в целом отношусь хорошо, но читать сейчас я бы его не стал. Самое любимое у меня — это «Сирены Титана», хотя книжка очень наивная и сырая, если не ошибаюсь, вообще первая.

Юлия. Г. Москва
По-человечески, необъяснимо люблю покойного Александра Башлачёва...Не воспринимайте мой вопрос агрессивно, пожалуйста. Вы считаете его уход из жизни удивительной силой или неосуждаемой слабостью? Что Вы думаете и чувствуете? Большое спасибо.

- У меня было определённое мнение относительно его жизни и смерти до недавних пор, пока не посмотрел посвященный ему документальный фильм по РТР. После чего сильно задумался. Это очень мрачная и тяжёлая история, — то, что приходит на ум. Если Вы видели передачу, понимаете, о чём речь. Сразу возникает энное количество трактовок, вариантов, версий, одно ясно: то, что вышло, это очень не здОрово.

Кирилл, Москва.
Уважаемый Игорь Федорович, не сталкивались ли Вы с книгами Эрнста Мулдашева? Если сталкивались, что об этом думаете? Не под впечатлением ли от этих книг написана песня «Коса цивилизаций»?

- Нет!!! «Коса Цивилизаций» возникла под впечатлением и вдохновением одной из передач Александра Гордона. Изначально песня задумывалась как три цитаты из наиболее чтимых мною поэтов ХХ века, как то Маяковский, Введенский и Кручёных. Из первоначального замысла уцелело лишь «облако в штанах», но это дело обычное. Что касается Мулдашева, у меня есть его книга «От кого мы произошли?», занимает значимое место в т.н. «Музее дураков», который содержит наиболее яркие проявления человеческого безумия, воплощаемые во всевозможных артефактах.

Вова, Можга.
Здравствуйте, Игорь Федорович!
Но одном музыкальном канале «О2» раньше показывали ваши выступления, но сейчас перестали. На вопрос почему — ответили, что вы сами против этого. Если это правда, то почему же вы против того, чтобы вас показывали.
Спасибо!

- Я не против того, чтобы меня показывали. Просто у нас нет или не было до недавнего времени нормальных, альтернативных каналов. Сейчас появился вроде бы некий канал, который намеревается транслировать всяческий андеграунд. Если это так, я согласен с ним сотрудничать. То, что я видел по «О2», как мне показалось — это попросту «неликвид», «неформат» для МТВ и МузТВ плюс устаревшие клипы разных муммитроллей и более ничего.

olatunji, Москва
Егор, здравствуйте. Спасибо вам большое. Извините заранее за длинный вопрос. Вопрос: в 80-х у вас произошла довольно странная эволюция, обратная Лене Федорову — от «абсурдистских», нелепых вещей (совершенно иррациональных, начиная еще со странной фразы после «все больше панков» — «все больше больше!») — к каким-то вполне вменяемым, «рассчитанным», «политическим» вещам. Вам не кажется, что это было движение от чистой метафизики к политике, от идиотизма к осмысленности, потерей времени, исправленной только «Ста летами»? И вообще, как вы оцениваете свои чистые, беспримесные, абсолютно непосредственные ранние вещи (стихи прежде всего)? Извините за длинноты и еще раз спасибо большое за все.

- Сама постановка вопроса столь вопиюще неверна, и что касается песни «Поганая Молодёжь», и так называемой моей «политической» деятельности в начале 90-х, что отвечать вам бессмысленно — в краткой форме невозможно, а в длинной нет ни времени, ни желания. Для этого, собственно, нужно пояснить всю мою жизнь либо огромный её кусок.

Максим Слюсарев, г.Донецк
Привет! Хочу поблагодарить за творчество и задать несколько вопросов:
1. Кто автор посевовской песни «Панк и рок-н-ролл»?

- Я.

2. Не собираешься ли ты дописать «ГрОб — хроники» и «Официальную альбомографию» 1990 года, ведь с того времени много чего произошло и много чего было записано?

- Для этого нужно время и определённое вдохновение, чего категорически жалко тратить сейчас на подобные вещи. Нечто подобное имеет место в выходящих сейчас переизданиях. Я стараюсь быть максимально честным и точным.

3. В свое время мне попался левый сборник «Все идет по плану». Там была запись песни «Кто ищет смысл», причем поверх твоего вокала был наложен ускоренный женский. Можешь ли ты это прокомментировать? Чей вокал — не распознал. Спасибо!

- Это мой вокал, просто очень ускоренный. Сейчас в реставрированном виде она вышла как бонус к «Поганой Молодёжи».

4. Я уже спрашивал, да видать, неправильно. Почему не была записана песня «И вновь продолжается бой», например, для альбома «Звездопад»? (трактовку пришлось изменить, ибо вопрос опять был задан фактически, как в первый раз — прим админ.)

- К тому времени она идеологически устарела, уже не работала, а если работала, то во вред. Вообще замысел «Звездопада» надо рассматривать с позиции стремительно меняющегося времени. 10 лет назад, до его собственно записания, это был один из проектов Коммунизма и носил сказочный характер (песни из к/ф «Король-олень», «Русалочка» плюс опусы ранних 60-х — конца 50-х). После 93го — сугубо политический проект (песни «Мы вращаем землю», «И вновь продолжается бой» и т.п.). Впоследствии — тот «Звездопад», который возник. Всё надо делать вовремя, но это не всегда получается. В данном случае — к лучшему!

Денис, г.Минск
1)Расскажи о том, как ты оформляешь свои альбомы сейчас и как оформлял раньше? Чем руководствовался выбирая ту или иную обложку? Есть ли по твоему мнению обложки, несущие наибольший смысл в саму концепцию альбома и пр. Если можно, то поконкретнее об обложке «Хорошо» (что там?)

- К оформлению отношусь максимально серьёзно. Обложка — это чуть ли не половина альбома. Так как раньше сама ситуация с выпуском пластинок была немыслимой, то принципиально никак не оформлял. Реальное оформление имели только «Поганая Молодёжь», «Оптимизм», «Посев» -«Сделай Сам» и «Psychedelia Today». Когда возникла ситуация с реальным оформлением реально выходящих пластинок, у нас не возникло проблем, мы все художники с миллионом идей. Каждая обложка — это продолжение поэзии, ассоциации, образа. Я бы каждую отдельную пластинку выпускал с разной обложкой! Каждый раз есть миллион вариантов. Одним из важнейших компонентов окончательного выбора является определённый характерный для нашего сообщества юмор. Что касается «Хорошо!», то изначально в качестве титульной обложки была задумана некая чрезвычайно несусветная, немыслимая порнографическая картинка, изображающая женское влагалище во всех пышных и роскошных измерениях. Однажды в Питере случайно встретил Фирсова с Курёхиным и изложил им сию проблему. После чего мы отправились в самый крутой питерский секс-шоп, где долго и тщательно перебирали всевозможные журналы. В результате нашли единственное нечто подобное (но негритянского свойства), но всё равно не то. Кончилось тем, что вся проблема нивелировалась благодаря нашему законодательству, чему и соответствует надпись на обложке колесовского издания.

2)Ходил слух, что твоя жена Наталья Чумакова, является очень большим фанатом футбола, вплоть до того, что ездит (или ездила) не раз на фанатские выезды. Так ли это?

Н.Ч.: — Да, выезжала и езжу по возможности, вот сейчас, например, собираюсь на Зенит-Спартак.

3)Веришь ли ты в предсказание судьбы, и приходилось ли тебе обращаться когда-либо к экстрасенсам, предсказателям и т.п.?
Спасибо.

- Я сам себе и экстрасенс и предсказатель. Да, гадаю, (что происходит очень, очень редко), и если гадаю, то отношусь крайне серьёзно.

UnKnown, Днепропетровск.
Здравствуйте, Егор! Недавно по ящику услышал, что одной из отличительной особенностью барсуков есть рытье двух входов в нору (т.е. наличие одного свято-запасного выхода для экстренных случаев. Не посему ли «Песня барсука» такая веселая? Еще- был ли у Вас проводник в мир LSD, как прошел первый опыт? СпасиБо.

- Я не думаю, что «Песня Барсука» такая весёлая, она житейски-воинственная. Проводника в ЛСД у меня не было, я не знаю, может, мне повезло, но я там оказался на своём месте, как бы «дома», и сейчас я там «дома». Поэтому внутренне я не очень понимаю функции проводников. Если человек не готов и ему это не свойственно, он всего этого не примет и там не останется. Да и вообще всё забудет. Всё это я говорю потому, что у меня был печальный опыт проводника, которым выступал я сам. Может, я был хуёвый проводник. Может, человек был не готов. Мне кажется, в этом вопросе есть некая данность железобетонная: либо есть «нечто», либо его нет, и тут ничего не поделаешь.

Александр, Москва
1) Где и когда ты научился такому странному методу зажимания барэ на гитаре используя большой палец?

- Честно говоря, не знаю, это как-то само собой вышло уже в 90х годах до этого я так не играл. Получилось как-то автоматически. Я не задумывался. Заметил только потом и очень сильно удивился.
NB: (Н.Ч.) Это потому, что у него очень длинные пальцы, вот он сначала научился как правильно, а потом стал как удобно:)

2) С какими примочками (эффектами) даёшь последние концерты, и используешь ли какие-нибудь в акустических концертах?

- Это Korg Pandora PX4, с эффектом Rectify 19. В акустике играю через эффект Acoustic 45. Дома использую более серьёзные агрегаты.

Максим, Кемерово.
Вопрос к Наталье Чумаковой — Когда вы впервые услышали Гражданскую Оборону, какие чувства испытали? И что это был за альбом, год?

Н.Ч. — Впервые ГО мне записал Сергей Фирсов, это был 1989 год. Кажется, несколько альбомов сразу. Тогда же он провел меня на Ленинградский рок-фестиваль, где я увидела Оборону живьём (в составе Летов-Кузьма-Климкин), и, несмотря на ужасный звук, это было потрясение. До этого я не подозревала о существовании таких групп в России. По это энергетике это было ни с чем не сравнимо.

Михаил Ильин, Москва
Здравствуй, Егор! Вопросы у меня такие:
1. Как коты, что живут у тебя дома, относятся к записи? Они уходят в другую комнату от громких звуков или сидят с тобой и интересуются?

- Они очень говорливые и звучные, поэтому приходится их куда-нибудь запирать. В особенности такой некий Тиша, старый жирный рыже-белый кот. Вот на него музицирование, особенно вокальное, действует совершенно особенным образом: он начинает подпевать, подвывать, голосить и т.п. На цифровой записи вокальных дорожек «Солнцеворота» и «Невыносимой Лёгкости Бытия» он явственно присутствует.

2. Ходят ли коты гулять или они совсем домашние?

- Совсем домашние. Я боюсь их отпускать, убьют.

3. Каких зверей и птиц ты чаще всего встречаешь в лесу в Омске ?

- Белок и ежей. Раньше ежа всегда старался НА ПАСХУ принести домой. Я его откармливал, а потом относил обратно. Насчёт птиц я не силён. Есть сороки, совы вроде неясыти и какие-то маленькие соколиные, не знаю, кто такие. Зайцы есть.

Григорий, Череповец
Егор, здравствуйте.
Хотел узнать у вас, часто ли вспоминаете собственное прошлое, подолгу ли способны этим заниматься, если возникает такой интерес. И если да, не считаете ли, что зачастую это просто пустая трата времени, ненужная рефлексия, которую стоит самоограничивать?

- Нет, не считаю, и вспоминаю часто. Даже не вспоминаю, а живу вместе с этим. У меня вообще вся жизнь как будто мелькание листьев дерева за окном. У меня и к музыке такое же отношение, и к поэзии, и ко всему, что я читал и что видел. Я сам как окно или зеркало, на котором пляшут солнечные тени того, что снаружи, извне.

Игорь М. г. Астрахань
Привет Егор! В «программе А» ТЫ говорил что в юности у тебя случилась клиническая смерть. Расскажи, пожалуйста, об этом случае. Спасибо.

- Насколько я знаю со слов брата Сергея, их было у меня 12. Помню лишь несколько, причём вхождение и выхождение. В детстве я сильно болел непонятно чем — болезнь так и не установили. Возникали приступы, сопровождавшиеся потерей сознания и ацетономической рвотой. После последней клинической смерти в 12 лет она прошла. В одном из состояний смерти или близком к нему я имел определенный опыт, но рассказывать об этом никогда не буду.

Евгений из Арсеньева.
Здравствуйте, Егор!
Огромное спасибо за ваше творчество. Если можно несколько вопросов:
1. Как вы относитесь к творчеству режиссёра Дэвида Линча?

- В целом очень хорошо. Недавно купил его практически всего вплоть до «Твин Пикс». К сожалению, есть раздражающе попсовые работы, но с этим ничего не поделать.

2. Вы собираетесь включить в переиздание 'ЗВЕЗДОПАДА' новые песни? Если собираетесь, то какие?

- Раньше собирался, теперь — нет, потому что они войдут, видимо, в другие альбомы, в частности, в последний. Кроме того, ситуация с законом об авторских правах поставила крест на самом принципе возникновения проектов, подобных «Звездопаду». Он сам вышел в свет с большим трудом и в будущем подобное, видимо, невозможно.

Михаил, Москва.
Игорь Федорович, можно узнать, как вы относитесь к известному шахматному чемпиону Бобби Фишеру? Ему дают самые полярные оценки — для одних гений, для других шизофреник и мракобес. Не является ли он, как и сборная Камеруна по футболу, примером того, как надо действовать назло и поперек обстоятельствам?

- Я не шахматист, поэтому не могу оценивать адекватно его шахматное мышление. Могу только доверять мнению, что он был великий шахматист. Относительно галиматьи, которая несётся и по сию пору из его уст — это достойно отечественных идиотов отборного патриотического образца, вы их и сами знаете. Камерун играл не так. Он играл НЕПРАВИЛЬНО. Это был футбольный панк-рок. Я помню, все мои знакомые сошлись на этом, даже которые не понимали в футболе вообще ничего. Я помню, как после матча, который кончался в 5 утра по-местному, я выходил на улицу и шел, куда глаза глядят. И видел счастливых негритосов, камерунцев, не знаю кого, и сады цвели, и поля цвели.

Макс, Питер.
1. Удивился, прочитав, что бутлег «Воздушные Рабочие Войны» составлен «неизвестно кем». Ведь там была акустическая «Последняя Песенка Моя» (Свобода), которая только сейчас официально вышла как один из бонусов. Я к тому, что составить сборник из треков «Коммунизма» мог любой, но откуда брались такие вещи как «Свобода», как не из вашего дома? Так как же могли такие сборники появляться? Наверное, у тебя есть какое-то разумное объяснение.

- Стало быть, подобный сборник возник с подачи Янки или кого-то из её окружения, потому как я послал ей 2х2 демо на маленькой 100метровой катушке осенью 90го года. На коробке наклеил зайца, который являлся флажком новогодней гирлянды. После её похорон я эту катушку забрал вместе со всем её архивом, но, видимо, кто-то у неё успел её переписать. Сейчас она идёт как бонусы (в двух вариантах) к моим акустическим сольникам, вышедшим недавно на «Мистерии звука».

2. Егор, у меня есть своя команда, и хотелось бы спросить у тебя, как у лидера группы. Насколько ты тоталитарен в группе? Насколько даешь свободу музыкантам? Какой подход считаешь правильным? Хотя ты и говорил прошлый раз, что ваш состав теперь это четверо полноправных участников группы в это слабо верится.

- То, что происходит в группе, никого не должно касаться, что бы там ни случалось. В разных группах и составах всё по-разному, и вам тоже предстоит это узнать на собственном опыте. То, что происходит в реальности, вам никто никогда не скажет. У меня с разными составами тоже всё было по-разному. Полноправие, иерархия, субординация и тому подобное зависит от великого множества компонентов: человеческие качества, профессионализм, терпимость, самоконтроль, общность интересов и вкусов, да мало ли еще от чего. Группа — это вообще сложное маленькое государство.

3. Как ты сам говоришь в тебе уживается много разных мнений интересует вот что… Что для тебя «честность», насколько честен ты с людьми, имею ввиду как часто ты обещаешь и держишь ли ты слово? Ведь позиция в таком случае может резко меняться.

- Честность — это понятие, которое относится только к себе самому, к окружающим, особенно далёким, это никак относиться не может по определению. Вообще, всё, что человек делает в обществе, это сложная хитроумная система дурения окружающих во имя определённых — иногда высших, а чаще всего поганых целях. Ярче всего это проявляется в искусстве, религии и политике.

Radnor, Питер.
1) Егор, как Вы относитесь к таким распопсовым вещам, как «Код да Винчи», всевозможные «Гарри Поттеры» и проч.?

- Понятие попсовости включает самые разные вещи. Я уже неоднократно говорил на эту тему. Я считаю, что всё, что демонстрируется кому-либо, выставляется напоказ — то уже попс. По сей причине попс — это всё, что нас окружает и внутри нас живёт и побуждает действовать. Просто попс есть талантливый, а есть бездарный. Прекрасный и безобразный. То есть, как правило, востребованный — и никому не нужный. Хотя бывают и великие исключения, чаще всего связанные с несвоевременным признанием. «Код да Винчи» я прочитал, книжка дрянь во всех отношениях. Даже как просто детектив это говно. Если бы я в детстве читал «Гарри Поттера», наверное, очень бы радовался и вдохновлялся. Из классиков современного попса я очень люблю и уважаю Акунина.

2) Если бы сейчас к Вам (как бывало раньше) обратился, например, Лукич (или Манагер там) с просьбой выделить Гроб-студию для записи альбома — каков был бы Ваш ответ?

- Во-первых, они навряд ли обратятся, так как люди самодостаточные и по-своему состоявшиеся. А во-вторых, мы очень занятые люди, кроме того, наша студия — наш дом, и у нас не хватает времени даже на то, чтобы разгрести собственный материал, старый и новый. Ну и потом мы еще и гастролируем постоянно.

3) Имели ли место прецеденты, подобные тому, что случилось после прочтения Вами «Кафка на пляже» Мураками, когда Вы разочаровывались в каком-нибудь авторе, исполнителе?

- Да, постоянно такое случается, ничего особенного в этом не вижу — нормальный процесс. Вот недавно прочитал «Голем» Майринка и страшно обрадовался, решил, что открыл для себя нового автора. Потом прочитал «Ангел западного окна» и дико рассвирепел.

Конченый, Монреаль/Канада.
Привет Егору Летову, «Гражданской обороне» и всему движению в целом. Вопросов море, не знаю даже с чего начать. Вот, на выбор: Как вы относитесь к глобализации и к антиглобалистам? Некоторые принципиально не едят в Макдональдсе, не пьют Пепси, и т.д. Вы считаете, это сработает или нет (а может, вам всё равно)?

- Насчёт Макдональдса — это, конечно, откровенная глупость. А в целом движение я поддерживаю и сам себя считаю в каком-то смысле его частью. То, что они преследуют и куда они движутся, оно как-то инстинктивно правильно.

Константин Александров (Ленинград).
Здравствуйте, Егор!
а) В предыдущих ответах вы не раз упоминали фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». А как вы относитесь к другим его фильмам («Андеграунд», «Аризонская Мечта», «Время цыган») — «правильные» это фильмы, на Ваш взгляд?

- Да, очень. У него, по-моему, единственный слабый фильм — «Папа в командировке», такой политический заказ. Всё остальное просто здорово. Мне, кстати, страшно нравится и первый его фильм «Помнишь ли Долли Белл».

б) Назовите, пожалуйста, свои любимые фильмы Джармуша и Тарковского.

- Джармуш — «Мертвец» и «Пёс-самурай». У Тарковского, пожалуй, «Каток и скрипка » и «Сталкер».

в) Егор, кольцо на Вашей руке — является ли оно каким-нибудь символом или это просто украшение?

- Кольцо мне подарила и надела моя бывшая жена Анна Волкова, оно «вросло» в палец и снять его не могу, а пилить страшно. Да и вообще привык.

Вовка, Москва
Скажи, тебе привычнее, когда как тебя называют? Егор или Игорь?

- Егор. Игорем меня называют только родители и родственники.

Николай, город Алма-Ата
Здравствуйте, Егор!
Во-первых, спасибо вам за творчество, которое наполняет нас всех... и, конечно же, за приезд в Алма-Ату! В связи с этим возникает несколько вопросов:
1.Хотелось бы услышать оценку публики, пришедшая на ваш концерт в Алма-Ате? (всё-таки как показалось мне слушатели подобрались не совсем типичные, хотя и набралась кучка самых-самых, та что адекватно оценивает вашу группу. Всё дело в организаторах и нашем осторожном политическом режиме — заломили огромные цены — от 30 $, не сделали никакой рекламы — как результат многие, вообще не знали о вашем приезде, а многим не по карману входные билеты. Для многих у нас попасть на ваш концерт как прожить половину жизни)

- Да, мы уже потом узнали с чужих слов о том, что вроде бы организаторы перестраховались, дабы не вышло как с группой «Король и шут», на концерте которой произошли якобы некие стихийные разрушительные беспорядки, после чего группа стала невъездной в Казахстан. Поэтому реклама была исключительно по «сарафанному радио», чудесные цены на билеты и т.п. Мы вообще о подобных казусах узнаем, как правило, задним числом. Но в общем было очень душевно, надеемся, что приехали не в последний раз. И вообще ваша страна нам очень понравилась (мы были не только в Алма-Ате, но и пришлось несколько дней провести в Астане).

2. И все-таки, какая аудитория на концертах вам больше по душе?

- Живая! Самые ужасные концерты случаются, когда публика тупо стоит и молчит, что-то думает. В таких ситуациях сам начинаешь думать о том о сём, концерт получается говняный и бессмысленный.

3. Что можете сказать о нашем городе? (Как-никак, а с «официальным визитом» вы здесь побывали впервые)

- Город мы не успели как следует повидать, а горы у вас фантастические.

Елена, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Егор Летов! Как Вы сегодня относитесь к творчеству Дмитрия Ревякина? Какие у вас отношения? Спасибо. Удачи. Здоровья.

- Не виделись почти год, отношения очень хорошие. Я бы с удовольствием спел, например, его песню «Сентябрь». У меня, кстати, после «Звездопада» была идея сделать альбом каверов современных русских авторов.

Артем, Москва
Здравствуйте, Егор, хотелось бы узнать несколько вещеё о записи альбомов ГО.
1)Раннее Вы говорили, что во время записи «Солнцеворота» и «Невыносимой легкости бытия» были проблемы с соседями из-за записи живых барабанов, так как же Вы писали барабаны в альбомах 86-89х годов?

- Так и писал, гремел, грохотал изо всех сил, по сей причине был привлечён в некий момент к судебной ответственности за превышение уровня шума. Один раз был забран ментами и сидел в «обезьяннике». Регулярно платил штрафы. Один раз даже ставился вопрос о моём выселении. И, надо сказать, это меня сильно напугало.

2)Ходят слухи, что Кузя писал соло партии, играя на гитаре Gibson, правда ли это?

- Это был такой французский Gibson, очень древний, года 70го, который в своё время мне подарили французские приятели Фирсова, Натали и Жоэль — они были сотрудниками фирмы Janus Records, которая выпустила у себя нашу сорокапятку, сборник «Tour de Force» с нашей песней, и с их подачи мы включались в различные сборники мирового панка. Этот Gibson до сих пор у меня, у него изначально был сильно деформирован гриф и починке не подлежал по причине старости. Так что мы ничтоже сумняшеся приделали ему гриф от джеффовской Музимы, который подошёл идеально вплоть до отверстий для крепёжных болтов. На нём и играли. Весь «Коммунизм» на нём записан.

Александр Ануфриев, Санкт-Петербург.
В интервью радиостанции «Европа +» в 2001 году Вы говорили о некоем своем проекте «Русский Футуризм». Расскажите, пожалуйста, о нем — о его концепции, создании, дальнейшей судьбе...

- Да, в замысле существует — и существует очень давно, года с 89го, такой проект, но пока руки не доходят. А кроме того, в последние годы Лёня Фёдоров активно разрабатывал данное поле, так что теперь, чтобы в этой области работать, нужно всё заново изучить и передумать. А идея по своей сути очень хорошая, правильная и благодатная. Я бы с этим сделал какой-нибудь жуткий индастриал.

Ерема, Санкт-Петербург.
Здравствуйте, Игорь Федорович!
Совсем недавно по телевидению показывали такие экранизации, как «Идиот» Достоевского, «В круге первом» Солженицына и «Мастер и Маргарита» Булгакова. Как вы оцениваете данные картины, режиссеров, и как вообще вы относитесь к творчеству этих писателей?

- Бортко — это очень, очень хороший режиссёр для сериалов. «Идиот» вообще получился на редкость удачным, по актёрскому составу и по духу. «В круге первом» не смотрел. Солженицына вообще не уважаю. Солженицын — это такой антипод Шаламова. «Мастер и Маргарита» — странное кино. С одной стороны, очень жестоко обошлись с текстом плюс крайне однобокое прочтение романа... При этом смотреть всё равно занятно и здорово. Тут много объяснений – может быть, книжка настолько хороша, что ее невозможно изгадить. Про творчество говорить не буду, потому что опять же это чересчур обширная тема. Могу лишь сказать, что Достоевский — мой любимый писатель, а «Мастер и Маргарита» — одна из моих любимых книжек.

Михаил г. Воронеж
Доброго тебе времени Егор
Как ты относишься к людям, которые хотят у тебя подписать книжку, подарить какой-нибудь диск или просто поздороваться. Наслышан, что ты бываешь очень резок, да и администраторы не советуют, поэтому на концерте в Воронеже (23сентября 2005 г) я к тебе не подошёл, когда ты по коридору шествовал с ментом.

- Раньше относился плохо. Сейчас изменил своё мнение. Бывают разные ситуации, например, когда после концерта надо срочно уезжать в следующий город, — как правило, так и выходит. Вообще концерт — это дело жестокое и изматывающее до потери сознания, так как выкладываемся по полной, и необходимо некоторое время, чтобы прийти в себя, отдышаться. Если после всего этого остаётся время, то мы всегда расписываемся, фотографируемся, не отказываем никому. Мы во время концертов в каком-то смысле заложники ситуации, например, когда клуб или зал арендован организаторами до определённого времени, и нам нужно срочно его покинуть. Так что время бывает ограничено.

Cтепан, (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте, Игорь Фёдорович. У меня к вам два вопроса:
1. Как вы относитесь к такому стилю, как ска-панк и какие из команд, играющих такую музыку, вы бы рекомендовали к немедленному прослушиванию?

- Ска-панк — это понятие сугубо современное, надо сказать. Когда мы начинали, были ска, реггей, панк, нью-вейв, пост-панк, новая романтика — достаточно наглядные и объяснимые стили. Сейчас имеет место быть постмодернизм во всех ипостасях. Ска по своей сути явление достаточно древнее. Начало 60х годов, Ямайка. Группа Skatalites сотоварищи, Prince Buster, Desmond Dekker, тот же Боб Марли и другие. Очень странный, специфический звук, ни на что не похоже вообще. С точки зрения тогдашнего массового вкуса абсолютно некоммерческое явление, сугубо локальное. Revival случился в 80е годы, когда появились панк и новая волна. Благодаря группам Specials, Selector, Bad Manners и, разумеется, Madness это была по-настоящему дикая, живая, бунтарская музыка, но уже адаптированная к европейскому слуху. То, что произошло сейчас — это пример, как я говорил раньше, несвоевременного признания ярчайшего музыкального явления. Носит характер вакханально-попсовый. Советую слушать оригиналы.

2. Что вы думаете об интифаде и вообще о палестино-израильском конфликте?

- Ничего не могу сказать, сознательно отстраняюсь от комментария, потому что и с той, и другой стороны пролито невиданное количество невинной крови за долгие годы. Мне это кажется вообще неразрешимой ситуацией.

ВАНАМОНД, г. Суздаль
Привет Егор!
О том, что ты много читаешь, знают все. Про то, что ты читаешь уже меньше. 1)Хотелось бы узнать как ты относишься к фантастике, считаешь ли её пустой тратой времени или нет, если нет каких авторов бы выделил?

- Всё детство и молодость у меня прошло под знаком фантастики. Может быть, я бы не был тем, кто я есть, если бы её не читал. У меня, наверное, половина песен имеет корни в том или ином произведении. Самые любимые — это Шекли, Саймак, Лем, Стругацкие, Уиндем, Гаррисон и конечно же Бредбери. Писатель, наиболее повлиявший на меня, особенно его «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту».

С уважением,Дмитрий. М.О. г.Дедовск
Игорь Фёдорович, считаете ли вы «этот» мир реальным?(Хочется сказать, что в современной цивилизации человеческий потенциал сведён к минимуму и в следствии чего человек воспринимает окружающую действительность через призму устоявшихся канонов и понятий, -таким образом хочу обозначить направленность моего вопроса)

- Я считаю, что всё реально. Всё, что можно себе представить — всё реально.

Pixy г. Баку
Егор происходили с Вами явления синхронистичности (в понятии К.Г. Юнга) и если да, то как Вы их для себя объясняли, или быть может реагировали как то-то иначе.

- Как невероятные доказательства того, что я, по сути, прав. Это всегда, каждый раз, ошеломительно и тем не менее в этом всегда есть некое спокойствие — как глобальное доказательство того, что всё на своих местах. Кроме того, здесь всегда сопутствует нечеловеческий юмор, который меня крайне радует и греет.

Борис Суранов
Находите ли параллели между квартирниками конца 80-х и современной акустикой в клубах?

- Нет, никакой не нахожу, это совершенно разные вещи. Клубы — это концерты в полном смысле слова, просто в маленьких помещениях. Квартирники — это чёрт знает что. Это вроде как концерт, но нет обязательной разделяющей черты между исполнителем и публикой. Энергия улетает в никуда. Что-то из себя героически выжимаешь. Люди тоже на тебя пялятся в недоумении. Словом, одно мучение.

?
Егор, в разных интервью ты называл разные футбольные команды, за которые болел в то или иное время. А как с этим сейчас?

- Я вообще не болею ни за какую конкретную команду, не интересно мне никакое конкретное явление. Я занимаюсь отслеживанием и охотой за таким артистичным духом, духом -«трикстером». Он имеет свойство воплощаться во многих вещах (футбол, искусство и т.п.) и так же стремительно их покидать. Наверное, этим можно объяснять (для посторонних) мои заявления и действия. Кто знает, тот поймёт.

Aidan4, Петербург
Уважаемый Игорь Фёдорович, В песне «Всё как у людей» на альбоме «Здорово и вечно» (1989 г.) в районе времени проигрыша 5:20 отчётливо звучит некая фраза, что-то вроде «Завтра я его расстреляю». Правильно ли я её услышал? К чему она вообще?

- Да, мне кажется, правильно, ибо в данный момент участники записи начинают читать нараспев либо речитативно всякие разные тексты. То, о чём вы говорите — это что-то воинственное из Платонова. Это вообще классический наш приём, который нами использовался и будет использоваться впредь.

Сергей, Новосибирск
1.Игорь Федорович, почему в свое время в 80х вы не перебрались в Новосибирск? Ведь это упростило бы существование ГО в период лишений, там были музыканты разные, возможностей больше, информации, центр Сибири. Вот даже сейчас у вас в команде половина музыкантов – мои земляки.

- Именно так и было задумано. По этой причине я и давал интервью, что ГО — группа новосибирская. Мы должны были ассимилироваться, по логике всей ситуации, но тут вмешались «действия неодолимой силы», как-то: гастроли и т.п., поэтому то, что было связано с «приземлением» в Новосибирске, естественным образом рассосалось.

2.И как вы думаете, почему сейчас почти все известные Сибирские музыканты перебрались в Москву или Питер. Черный Лукич, Кузьма, Калинов Мост и многие-многие другие. Остались только ваша группа и группы локальной известности никому за пределами своих городов не нужные. А ведь еще 10 лет Сибирь была в авангарде рок движения.

- Ничего не знаю о том, что Сибирь была в авангарде рок-движения. Был некий стихийный порыв, который очень быстро сошёл на нет. Я не знаю ситуаций в других командах, скорее всего, что им просто так удобнее. Что касаемо наших Сибирских городов — ну нет у нас ничего путного за последние годы! И не предвидится, насколько я понимаю.

Валерыч, Москва
Правильно ли я понял, что в концовке «Мы проснемся на том берегу» начинается храп? Или что это за звук такой?

- Ну, ребята, вы даёте! Это класс!!! То, что там звучит, это есть запись церемонии тибетских монахов, связанной со смертью кого-то из великих.

Николай, Сан-Франциско.
Привет, Егор.
1. Очень удивляет запись концерта в Ижевске 1999-го года, где ты больше кричишь, чем поёшь, местами вообще молчишь, а даже когда поёшь — как-то неправильно. В чём дело было, если не секрет?

- В этот момент у нас наступил кризис состава. Ушел Кузьма, а в Ижевск уже не смог поехать и Джефф. В результате мы остались без соло-гитариста. Кроме того, последовали дальнейшие неприятности: на сцене не оказалось комбика для моей гитары, пришлось включить ее в линию, которая начала регулярно вырубаться. Ситуация возникла критическая, решено было функции как ритм, так и соло гитары повесить на Махно. С сей героической функцией он не справился. Сцена была покатая и началось чёрт знает что. Когда в группе был Кузьма, можно было на него положиться, что он что-нибудь изобретёт. Причем именно в ПРАВИЛЬНОМ КЛЮЧЕ. Здесь случилась беда, не знаю, что сотворял Махно, потому что это было за моей спиной, но то, что я слышал, и то, что мне потом рассказывали, это было что-то ужасное. Сразу после гастролей человек покончил с собой в невменяемом состоянии. До этого за постоянное нахождение в оном был из группы выгнан. Он обрадовался: сказал, что наконец-то «абсолютно свободен».

2. Тираж твоей книги стихов невероятно мал, достать книгу почти невозможно. Вопрос: будет ли книга печататься ещё, планируются ли ещё подобные сборники, или, в крайнем случае, можно ли будет увидеть хоть какие-то тексты на официальном сайте?

- Колесов готовит переиздание этой книги, возможно, расширенное.

3. Вопрос глупый, скорее из любопытства: веришь ли в разумную жизнь на других планетах?

- Я не знаю, что такое «веришь» или «не веришь». Я думаю, что в реальности существует всё, что только можно представить. И вообще я воспитан на фантастике (Саймак, Бредбери, Шекли, Лем, Стругацкие и т.д.) Я вам процитирую видение шамана Koragwe : «Всё существующее живёт: лампа ходит, стены дома имеют свой голос, даже ночной горшок имеет страну и шатёр, и жену, и детей. Шкуры, лежащие в мешках для торговли, разговаривают по ночам. Рога на могильниках встают и ходят обозом вокруг могил, и покойники тоже встают и приходят к живущим».

Егор Летов
11.04.06
_