Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 18.04.07

Источник: www.gr-oborona.ru

Поклонник из Питера.
Привет, Егор! Каковы Ваши впечатления от акустики в Питере? Почему из пятидесяти пяти песен, которые были у Вас написаны в трек-листе, Вы спели только 30 с чем-то? Не планируете ли ещё акустики у нас в городе? Я знаю, многие люди испытывают сильные неудобства из-за того, что концерты проходят в клубах (давка, проблемы с входом/выходом, дорогие билеты и т.д.) Как Вы относитесь к клубным концертам? И ещё хочу пожелать, чтобы концерты в Питере, Москве и может в др. городах в поддержку альбома «Зачем снятся сны» проходили в более больших залах.

- В Питере было играть очень тяжко. Впоследствии выяснилось, что кто-то на первом этаже брызнул газом. В зале не было вентиляции, дышать было нечем. С середины концерта с потолка начала течь смесь пота и газа. Самое главное, что примерно через 10 минут после начала концерта я понял, что основной публике совершенно не нужны ни новые песни, ни старые редкие, а нужны «Всё идёт по плану» и тому подобное. Пришлось менять программу и весь подход.
Акустику я играю редко и неохотно, потому что акустика — это не электричество, когда мы делаем, что хотим и навязываем это залу, а это когда я максимально открыто пою под гитару свои любимые песни, как бы для самого себя и таких же как я. А если перед сценой толпа целый час скандирует «Эй, брат любер» и т.п., становится вообще непонятно, что я здесь делаю.
Насчёт клубов. В разных городах бывает по-разному. В Москве, например, в «Апельсине» было превосходно (на акустике). Несмотря на крайнюю переполненность зала. Играл там почти 2 часа и уходить не хотел. Информация к размышлению.
Кстати, в поддержку альбомов мы вообще концертов не даём, они в этом не нуждаются. Если бы не было альбома, концерт бы прошёл всё равно.

Саша, г.Тула
Игорь Федорович расскажите, пожалуйста, как было создано «Сияние».

- В декабре 2005, как обычно, гулял по лесу и песня сама собой заиграла в голове. Причем с готовым рефреном «Но Сиянье обрушится вниз\ Станет....» — много чем. Оставался лишь технический момент — выбрать из бесчисленных вариантов, чем же станет Сияние, верные, и дописать куплетную часть, которая изначально понималась как колыбельная.

Олег Миронов. Коми АССР, г. Инта. (где-то посерёдке между тайгой и тундрой, Европой и Азией) Во-первых – искреннее спасибо и искренние проклятия за ваши стихи и песни. Теперь вопрос: То, что вы делали и делаете поставило меня лично и множество других людей с ног на голову (или с головы на ноги – х.з.). Уже никогда не пойду в том направлении, в каком двигался ДО того, как наслушался всего, что вы назаписывали и выпустили в свет. И таких людей сотни тысяч, если не миллион(ы). Хорошо это или плохо – не нам судить. Чувствуете ли вы ответственность за таких людей?

- Вопрос хитрый. Какое-то чувство испытываю, но не уверен, что это чувство ответственности, скорее — радости или гордости. Вообще меня очень часто переполняет ощущение — «Я сделал это!» (И кулаком в грудь:)) А те люди, на которых это действует, как правило, сами выбирают и никто их на верёвочке не водит.

Андрей, Казань
Привет, Игорь!
Обращаешь ли ты внимание на музыку в фильмах? Можешь ли отметить режиссеров (не только российских), которые, на твой взгляд, очень ответственно подходят к подбору саундтрека к своим фильмам? Твой любимый саундтрек и его роль в восприятии соответствующего фильма?
Заранее Огромное спасибо за ответ!
С благодарностью за творчество и концерт «Бумеранге».

- Таких режиссеров могу перечислять очень долго. Практически любой серьезный режиссер использует максимально художественный саундтрек. Да вообще почти всякий, кроме, пожалуй, Догмы. Любимые саундтреки — «Каток и скрипка», «Солярис», «Жертвоприношение», большинство у Вернера Херцога, «Кикуджиро», «Мертвец», «Фанни и Александр», «Иллюзионист», разумеется, Тарантино, «Время цыган», «Забриски Пойнт», «Твин Пикс», практически все саундтреки Морриконе, «Сказка Сказок», «Долгая счастливая жизнь», «Карты, деньги, два ствола», «Семнадцать мгновений весны», «Русалочка», «Свой среди чужих...», «На всю оставшуюся жизнь», «Ирония судьбы...», «До свиданья, мальчики», «Король-олень», «Человек идёт за солнцем», «The Trip», «Любить», «Пола Икс», фильмы Годфри Реджио (Филипп Гласс), «Амели», «Psych Out», «Кофе и сигареты», «Чёрная кошка, белый кот»...

Мак.г.Новосибирск
Рад приветствовать тебя.
1. Будут ли когда-нибудь изданы записи проекта «КАЙФ» с А.Чиркиным. Я спрашивал и у нео и у Оптимиста они сказали обращаться к тебе.

- Тут такая история. Оригиналы были записаны на 19й скорости и вполне приемлемым качеством, да только лента была не моя, а некоего Сергея Сергеева (в прошлом — нашего директора), который отличался невероятной, скажем так, экономностью. Так вот, когда я его спросил однажды о судьбе сих записей на предмет их издания, мне было отвечено, что именно в целях экономии он их перегнал с «Ноты» на «Ноту» на 9ю скорость, а оригиналы стёр. Естественно, что теперь их качество не позволяет рассуждать не то, что об их издании, а вообще об их существовании в природе. Во всяком случае, у меня их нет.

2 Кому принадлежат права на Янкино творчество?
Спасибо.

- Её отцу.

Алексей, Москва
Приветствую, Егор!
1. Встретил в ЖЖ Семеляка упоминание кавера на песню БГ «Электрический Пес». Он когда-нибудь выйдет или будет доступен основной массе твоих поклонников?

- Я планирую выпуск издания раритетов Г.О. 2000-2007, называться будет «Со Скоростью Мира». Как дойдут руки, так и займусь. «Пёс» туда войдёт, если автор не будет против.

2. Концерт в кинотеатре «Марс» в 2000ом году был нереально крутой. Еще раз понял это, пересматривая любительскую запись ужасного качества из Интернета. Обратил внимание, что у тебя был большой процессор на сцене, в отличие от того, что сейчас, и ты постоянно играл разные соло импровизационного и спонтанного свойства. Почему отказался от этого сейчас?

- Этот процессор был чрезвычайно тяжёлый, кроме того, сейчас он поломался по причине того, что был неоднократно залит пивом, водой и прочими жидкостями. Поэтому в некий момент я перешел на максимально легкую модель той же фирмы примерно с тем же ассортиментом звуков. Если же говорить о соло, то 2000 год был как раз переходным от старого принципа спонтанного музицирования Г.О. к новому, где чётко распределена специализация музыкантов. Надо заметить, что в том году состав обновился наполовину, и зачастую имела место элементарная несыгранность. Каждый играл что в голову взбредёт, так как все вместе практически не репетировали, только на саунд-чеках непосредственно перед концертами. В результате группа играла нестабильно, концерт мог быть как превосходный, так и полное говно. Сейчас, слава богу, такого нет.

Шут-Анархист, Минск
Многие песни на концертах ГО сильно отличаются от их студийных записей.
Как рождаются эти, «концертные», варианты исполнения песен?

- Я считаю, что концертный вариант и не должен походить на студийный. Поэтому люди и ходят на концерты и покупают live-пластинки. Я, во всяком случае. В разное время они рождались по-разному, всё зависит от конкретных музыкантов, которые в данный момент составляют группу. Концертная деятельность — это чисто коллективное творчество, каждый интерпретирует студийную версию под своё видение, и это приветствуется.

Илья М. Москва
Егор, ты говорил, что «Звездопад» задумывался как двойник, на второй части которого должны были быть кавера западных групп. Понятно, что это было бы очень сложно выпустить. Но почему ты не играешь эти песни на концертах, как делают большинство западных групп? Было бы очень интересно.

- Потому что на концертах работает та же самая система защиты авторских прав. Всем приходится платить за чужие песни, и русские, и западные.

Николай (Rosamar) Екатеринбург
Здравствуйте Игорь Федорович! Хотелось бы поблагодарить за отличный концерт весь ваш коллектив. Хотелось бы узнать ваше мнение о концерте, публике.. Огорчило то, что не вышли на бис, хотя звали долго.. Хотелось бы узнать выход на бис зависит от вашего личного желания или это определяется также и техническими моментами?

- Во-первых, публика очень хорошая, спасибо. Во-вторых. Выход на бис определяется очень многими факторами, как то: лимит времени, определенный за аренду помещения, возможность свободного прохода из гримерки на сцену и обратно, ее удаленностью от зала, наличием охраны за сценой, обеспечивающей обратный выход и т.д. В данном случае помешала немыслимая удаленность места, которое в данном случае являлось гримеркой, от сцены. Время, затраченное на уход и выход, получилось бы столь несуразно долгим, что все бы давно разошлись по домам.

Александр, г. Томск
Здравствуйте Игорь Федорович!
В Off-line интервью от 24.09.06г. Вы, рассказывая о новом альбоме,
написали, что «демо к этому альбому (весьма, кстати, самодостаточное) —
это именно Егор и Опизденевшие, а сам альбом — это Гражданская Оборона». В связи с этим вопрос: планируется ли издание демо-варианта либо отдельным альбомом, либо бонус-диском к подарочному изданию? Очень интересно было бы послушать. Здоровья Вам и творческих успехов! Спасибо за отличный концерт в Томске!

- Пока нет. Частично что-то, может быть, и войдет в альбом раритетов.

Добрый день, Егор, добрый день,«Гражданская оборона»!
У меня два вопроса:
1. Как Вы относитесь к творчеству Nick'a Cave'a, на мой взгляд существует вполне прямая взаимосвязь между песней «Sunday's slave», выше упомянутого деятеля и Вашим творением «На той стороне» с пластинки «ДСЖ», можете прокомментировать данное предположение?

- Не могу припомнить такой песни. К Кейву в целом отношусь неплохо, особенно периода «Birthday Party». «Bad Seeds» же слушаю от случая к случаю, так как считаю сей проект чересчур скучным.

2. Еще интересует отношение к творчеству Мориса Корнелиуса Эшера и вцелом к математическому или антиматематическому искусству ?

- Очень хорошо отношусь, давно хочу альбом купить, но никак не получается. Его творчество не воспринимаю как математическое или антиматематическое, а как просто очень занятное, из области чудесного.

Иван Барков, Санкт-Петербург
Привет, Егор! Хочу задать тебе вопрос, как футбольному болельщику. Что ты думаешь о товарно-денежных отношениях между командами и судьями внутри чемпионата России. Когда чемпионами страны становятся, с помощью договорных матчей и подкупа судей. Есть ли надежда, что у нас, как в Италии будет проведено расследование, а нечестные команды будут наказаны.

- Я думаю, что если у нас произойдёт то же, что в Италии, то у нас, так же, как и у них, чемпионата не станет, только еще в большей степени. Будут бороться за чемпионство Сатурн с Амкаром или с Химками. Вряд ли это кому-то нужно. А что касается договорняков, я думаю, они есть во всем мире, кроме Англии.

Игорь.
Егор,а ты знаешь Андрея из Тулы? :-D

- К сожалению, знаю:)

Леонид, Самара
Егор, ты когда-нибудь плакал на сцене от переизбытка чувств во время исполнения какой-нибудь песни?

- Чтоб именно плакал, такого не было, но чувства, близкие к этому, испытывал многократно. Хотя конкретно слёзы лились на последнем концерте в Питере, на акустике, когда с потолка начал капать едкий жидкий концентрат и натёк мне прямо в глаз. В результате чего минут на 15 ослеп и истекал слезами.

С уважением, Геннадий Кузьмин.
Привет, участникам группы. У меня вопрос к Наталье: во только недавно обратил внимание, что в разделе «Группа» на сайте написано, что ты в последнее время увлеклась разнообразными компьютерными хитростями. Что это за хитрости? Тоже в своем роде «давать Кулибина»? Огроменная благодарность за концерт в Екатеринбурге в декабре.

Н. — Хитрости заключаются в том, что я собираю всевозможные музыкальные программы и плагины, после чего экспериментирую с ними, порой используя самым неожиданным образом и получая непредсказуемые результаты. Хотя, впрочем, это касается не только музыки.

Ирина.Киев
Здравствуйте Егор! Спасибо большое за все ваше творчество, и недавний концерт в Киеве. Хотелось бы получить ответ на такой вопрос: Прослушивая некоторые альбомы «Русское поле..»,«Сто лет одиночества» я заметила, что от порядка песен зависит их восприятие, воздействие и понимание. Если слушать их по порядку — выстраивается «правильная» картинка, а вразброс, что-то не то, хотя своеобразно. Придаете ли вы значение порядку песен? И если его поменять, считаете ли что можно добиться противоположного эффекта, или даже навредить?

- Несомненно, порядок очень важен. Это касается не только альбомов, но и «живых» выступлений. Навредить, пожалуй, нельзя, а существенно снизить эффект восприятия очень даже реально. К примеру, раньше я этого не понимал и в году 88м — начале 89го чуть ли ни каждую неделю, играя в Новосибирске, выстраивал свою программу сугубо из одних «хитов». В результате публика «сдыхала» минут через 20 и до конца концерта оставалась в опустошённом состоянии. Когда я понял, в чём состояла ошибка, то существенно пересмотрел подход к составлению программы. Что же касается альбомов, то они изначально составляются на бумаге, в голове, начиная с самого первого — с «Поганой Молодёжи». Особенно важны начало (примерно 5-6 первых песен) и концовка (песни 3). Бывает даже такое, что недостающие звенья специально дописываются, иногда это занимает самое значительное время от создания всего альбома.

Евгений. г. Новосибирск
Здравствуйте, Егор. Спасибо вам за ваше творчество. Меня интересует ваше мнение по поводу:
1. Музыка. Слушаете ли вы музыку таких направлений как джаз и классическая? И если да, то каких исполнителей или композиторов?

- Раньше слушал очень много и того, и другого, сейчас практически ничего из вышеназванного. В 82-83 годах мне приходилось слушать джаз непрерывно, с утра до вечера, так как в то время жил у брата в подмосковье. Затем, уже дома, самостоятельно переживал «классический» период, когда слушал Генделя, Баха, Букстехуде, Пёрселла, раннее средневековье — придворную музыку и музыку трубадуров. Уже тогда, видимо, «наелся» и тем и другим. Из джаза слушал в основном be bop, hard bop и free — от Паркера до Коулмена, Сан Ра, Колтрейна, Арчи Шеппа, Art Ensemble of Chikago, Энтони Брекстона.

2. Кино. Смотрели ли вы фильмы Остров П. Лунгина и Эйфория И. Вырыпаева. И ваше впечатление об этих фильмах?

- «Остров» — несусветное говно, самое говнянейшее, что отечественный кинематограф создал со времён «Премии», — вещи одного порядка, непонятно, что глупее и гаже. «Эйфория» же неожиданно приятно поразила, особенно на общем фоне современного русского кино. Невероятно красивый и правильный фильм.

Здравствуйте Егор.
Меня зовут Алексей. Мне 30 я очень большой ваш поклонник в прошлом. Сейчас с удовольствием слежу за вашим творчеством. Вопрос у меня такой. Как вы относитесь к религии сейчас. Помниться в прошлом вы были ярым ее противником. Как вы относитесь к фильму Остров и к теперешнему Петру Мамонову? Не обусловлено ли его состояние простым приближением старости, а не внезапным прозрением?
Спасибо.

- Я не могу сказать, что я был когда-то противником официальной религии. Просто отношусь к ней примерно как Курт Воннегут, то есть, скажем так, с юмором. Религия сама по себе — понятие широкое. По поводу Мамонова же, я думаю, Вы правы, если только ответ не лежит в более жёсткой плоскости.

Денис, Амурск.
Здравствуйте, Егор. Очень хочется узнать ваше мнение по поводу работ художника Х.Р. Гигера. Заранее спасибо.

- Гениальный художник. Его «Младенцами» мы собираемся оформить «Здорово И Вечно», который, надеюсь, когда-нибудь да выйдет на «Мистерии».

А. Город Брянск.
1 Читали ли Вы П.Д. Успенского или Г.И. Гурджиева? Если да, то что интересного Вы для себя почерпнули.

- Был период, когда я зачитывался подобной литературой, до сих пор сохранился целый шкаф книг по мистике и магии. Не могу сказать, что и у кого конкретно, но почерпнул, несомненно. Впрочем, это вполне можно сказать и о любой другой литературе, прочитанной мной когда-либо, например, научной фантастике или исследованиях анархизма.

Алексей, Москва.
Здравствуй, Егор! Я всегда любил твои песни, и сейчас люблю. Именно они изменили когда-то мой взгляд на жизнь, заставили заняться творчеством самому. Я был твоим ярым поклонником. Но сейчас наши дорожки разошлись, и ничего кроме уважения к тебе я не чувствую. У меня есть всего два вопроса к тебе:
1) Ты искренне веришь, что делаешь очень серьезное, важное дело. А чего ты хочешь или хотел бы добиться в конечном итоге? Раде чего все это? Может это просто естественный процесс? Саморегуляция системы?

- В концептуализме есть понятие «пустое действие», то есть это то, что происходит со всем миром по окончании концептуальной акции. Этакий «сад расходящихся тропок». Я занимаюсь примерно тем же. Я выбрасываю в мир некие объекты, которые создаются в своё время как акт самоидентификации. Я не знаю и не несу ответственности за то, что с ними происходит, за последствия ИХ самостоятельных действий. Видимо, происходит что-то важное, мир меняется, и это главное.

2) Извини, вопрос не очень скромный. Но в силу того, что тебе все равно на меня плевать, я думаю, все будет хорошо. Я знаю, что у тебя нет сына. Это принципиально-идеологическая позиция, или в этом какие-то другие причины?

- Если б я и завёл дитё, то мне пришлось бы весь остаток жизни о нём заботиться — играть, воспитывать его, нести ответственность за его возможные дурости и т.д. Позволить себе этого не могу, поскольку человек занятой, причем занятой вещами гораздо более важными и интересными. Кроме того, считаю, что ребенок, который у тебя рождается, это самостоятельная отдельная душа, к тебе никакого отношения не имеющая по большому счёту, и рождается у тебя лишь потому, что твоя среда ему наиболее удобна для собственного роста. Помимо всего, сейчас наблюдается вздорное, скверное и зловещее перенаселение человека на нашей планете, и преумножать его мне внутренний долг не велит. Скоро, кроме человека, на Земле вообще никого не останется, даже деревьев. Будем жрать друг друга. Впрочем, может, этого и удастся избежать, если китайцы через 20 лет переселятся на Луну, как они собираются, если верить новостям.

Дмитрий, Киев
Спасибо большое за концерт 26.11 в Киеве! Хочу поинтересоваться историей одной Вашей песенки «Рок-ролл закінчився» — кто и в каком году ее придумал?

- Это заметка примерно 87 года из какой-то, кстати сказать, киевской газеты. Однажды она случайно попалась мне на глаза и была торжественно отправленна на почётное место в мой «Музей дураков», о котором я в своё время рассказывал, и многие объекты из которого были использованы в творчестве группы Коммунизм. Музыкальная часть сего опуса — это «Anarchy in the UK» Sex Pistols в оригинальном варианте, записанная на плёнку и затем нарезанная кусками и вручную измятая. В паузах между ними Кузьма читает вот этот самый газетный текст. Единственная ошибочка была в том, что мы не знали, как произносится по-украински «25», за что нам потом пенялось нашими украинскими друзьями.

Юлия (29 лет), Новосибирск.
Игорь Фёдорович, испытываете ли Вы перед концертом волнение? Или концерты — уже настолько привычное дело, и волнение почти незаметно?

- Испытываю постоянно. По-моему, это касается вообще всех артистов, спортсменов. Это известная фраза: если перестаешь испытывать мандраж перед выходом, то тебе пора завязывать.

Павел, г. Хабаровск
Здравствуй, Егор.
Как ты относишься к творчеству режиссёра Тима Бартона (Эдвард руки-ножницы, Чарли и шоколадная фабрика и т.д.)?

- Хорошо, хотя «Шоколадную фабрику» до сих пор так и не видел.

Сергей Струков (Украина,г.Ровно)
Здравствуй, Егор.
Сколько раз в жизни ты прочёл Библию (я имею в виду каноническую)? И, вообще, как часто, ты, её читаешь?

- Целиком ни разу не прочёл. Новый Завет знаю хорошо, в своё время столь часто изучал, что можно не перечитывать. Хотя наравне с каноническими евангелиями почитаю и гностические, особенно Евангелие от Фомы.

Владимир. Кёнигсберг.
Здравствуй, Егор! Наконец-то твоя песня прозвучала в фильме. Я имею в виду фильм «Живой» и песню «Про дурачка». Как ты к этому относишься? Давал ли ты на это согласие? Какие впечатления оставил этот фильм? Спасибо.

- Нормально отношусь, согласие давал, ознакомившись со сценарием. Случилось так, что еще до просмотра фильма я прочитал одноименную книгу, одним из авторов которой является Дмитрий Быков (самое лучшее, прочитанное мною за последнее время — его великолепная «ЖД»), поэтому сам фильм уже такого впечатления не произвёл, тем более, что снять то, что было, видимо, изначально задумано, оказалось невозможным.

Артём Морозов, г. Архангельск
Здравствуйте Егор, весь коллектив ГО, а так же администрация официального сайта (на самом деле, отлично сделанного сайта)!! У меня есть несколько)) вопросов непосредственно к Егору:
1) Ваш Иван Говнов, использованный во многих песнях, по сути, является собирательным образом, но имеет ли он реального прототипа?

- Да, это собирательный образ, причём не мой, а моего тогдашнего приятеля Евгения Филатова.

2) Как вы относитесь к тому, что ваши песни используются и исполняются во всевозможных телепередачах, на радио? Одобряете ли вы использование ваших песен без вашего ведома (разрешения), скажем в фильмах, играх или вообще исполнения где-нибудь на студенческих концертах?

- Кроме фильмов, к которым отношение серьезное, всё остальное меня не касается.

3) Вы когда-нибудь стриглись коротко? и были ли у вас с длинными волосами какие-нибудь общественные споры, конфликты, а то и передряги? (просто меня чуть не избили семь пьяных отморозков из-за длины волос).

- Конечно, были. Был биваем, и не раз, и именно из-за этого. Специально стригся коротко один раз, после нашего с Жекой Колесовым посещения южного Урала, где мы попали под радиактивный дождь. Тогда у меня волосы вылезали пучками, а голова вся покрылась какими-то коростами. Если б срочно не подстригся, наверное, вообще бы облысел. Ну, и до примерно года 86го ходил с короткой панковской стрижкой.

4) Вы были когда-нибудь в Архангельске (может проездом)? Вас с нетерпением ждут поклонники!

- Нет, не был, надеюсь побывать.

С уважением, Андрей Киселевич, г.Белово
1. Возвращаясь к вопросам по обложкам дисков. Чрезвычайно интересно, где были взяты обложки для «Все идет по плану», «Так закалялась сталь», «Боевой стимул», «Вершки и корешки»

- Прежние (сейчас частично выйдут с новыми) обложки для этих альбомов были взяты: «Все идет по плану»- журнал «Америка» 60х или начала 70х годов, из статьи о том, как можно хорошо вложить деньги; «Так закалялась сталь» — из подписки «Советского фото» 80х, обнаруженной мной на городской свалке; «Боевой стимул»- из архивной подписки «Советского фото»20х-30х годов, фото было взято из раздела «какие фотографии не следует присылать» на проходивший тогда конкурс под лозунгом всесоюзной борьбы с алкоголизмом. На ХОРовском издании «Вершки и корешки» — работа мальчика, победившая на детской художественной выставке в Череповце в 95м году.

2. На сборнике «Попс» — песни с альбомов 1987 года, но не все, причем абсолютно не измененные. Лично мне кажется, что пять альбомов 87-го можно рассматривать как один большой альбом, только изменить порядок песен. Не планируется ли переиздание (хорошо смотрелся бы двойник)

- Они и так переиздаются, в самом правильном варианте, еще и с бонусами. Это не один, а именно 5 разных альбомов, совершенно разных циклов, 5 разных концепций на тему 5ти отдельных вещей. А сборник, он и есть сборник.

3. В начале песни «Туман» на «Сто лет одиночества» звучат странные звуки. Если их промотать задом наперед, то получится слово «Бл**ь» и два выкрика. Что это значит?

- Первая подложенная дорожка, которая идёт «реверсом» и на которой присутствуют эти звуки, начинается и кончается «командами» Кузьмы «Поехали» и «Стоп». Он находился в отдельной комнате, за закрытой дверью, и кричал это мне, играющему в это время на ударных и контролирующего запись весьма в отдалении от него.

LAPSED, СПб
Здравствуйте, Игорь Фёдорович!
Собственно, вопросы:
1. В буклете переиздания «Ста Лет Одиночества» Вами указано, что толчком к написанию текста «В начале было слово» послужило некое древнерусское заклинание на смерть. Не могли бы Вы вспомнить текст этого заклинания?

- Точно уже не помню, но начинается с фразы «Как везли бревно на семи лошадях, если семь не повезут, то восьмую подпрягут», и дальше текст развивается по такому же принципу.

2. Не могли бы Вы подробнее рассказать историю создания инструментала «Об отшествии преподобнаго в пустыню от славы человеческия» и одноимённой иконы, если, конечно, такая история есть? В частности, как появилась идея создания сих Шедевров, под воздействием чего Это было создано, как долго велась работа ну и прочие интересные факты и мифы?
Заранее благодарен за ответы.

- В самом начале создания «100 Лет Одиночества» мы часто прибегали к джем-музицированию, во время одного из которых и был придуман основной басовый рифф, на первый взгляд, несколько неправильный. На самом деле магический. Сначала мы процитировали его в быстром варианте песни «Глина научит» и закончили альбом, сыграв уже смачно, с оттяжкой. Причём главной силой этой вещи стал даже и не рифф, а соло-реверс Кузьмы (4й дубль). Предыдущие дубли очень отличаются и по воздействию, и по смыслу, хотя соло одно и то же, просто включено в неправильных местах. Икона была создана в эпоху коллажей, когда мы в течение нескольких лет лепили их неустанно с утра до вечера. Она возникла как самостоятельный объект, к альбому прямого отношения не имеющий. Лишь когда возник вопрос, как назвать этот последний инструментал, взгляд упал на эту икону, висевшую на стене. Тут же была решена и концепция обложки. Хотя, на мой взгляд, более соответствующим был коллаж, использованный на «Хронике Пикирующего Бобардировщика», созданный именно в то время.

Тимур Комлев
Здравствуй, Егор! пишу тебе из чужой Германии. мне 17. Переехал сюда, не зная что ищу. Может здесь найду. Как ты относишься к тому, чтобы покинуть Родину и переехать в другую страну в моём возрасте? Вырастит ли дерево, вырванное из земли? И когда ГрОб сможет приехать в Германию? Благодарен за внимание

- Нормально отношусь, ничего здесь особенного нет. Если б в своё время у меня была бы такая возможность, уехал бы не задумываясь. В Германии мы будем, по-видимому, очень скоро, в конце мая — начале июня.

Student, г. Красноярск.
Как тебе сборная Аргентины на последнем ЧМ?

- Очень хорошо, мы болели за них. Мне кажется, в матче с Германией их подвел излишний пекермановский рационализм, хотя, если честно, немцы, конечно, молодцы. Впервые за свою жизнь видел «живую», «играющую» Германию, причем весело и лихо. Аргентина по сравнению с ними выглядела чересчур академично и зажато. Так как мы с Наташкой не сошлись во взглядах на Месси и Тевеса (кто лучше), то и не будем ничего больше писать:)

Данич, Москва.
Здравствуй, Егор! Большое спасибо за твои песни?
Вопрос такой: почему ты пишешь «басс» именно так, с двумя «с»?

- Потому что по-английски так пишется, а я имею дело с пластинками всю жизнь и по-другому как-то не мыслю. Кажется колхозом. Бас с одной «с» — это Шаляпин.

Серый, Воркута
Здравствуйте, Егор!
1) почему «Лоботомия», посвященная Селиванову(22 апр. 1989 — так в книге «Стихи») датирована 21 апр. 1989?

- Потому что песня сочинена во время гастролей, когда я еще не знал о его смерти, просто почувствовал что-то такое, когда стоял в тамбуре вагона. Приехал в Питер, и мне сообщили. Тут-то я и понял, о чём и о ком эта песня.

Кирилл, Спб
Привет, Егор!
Приятно удивлён спектром читаемой тобой прессы отсюда вопрос — расскажи по больше о своих футбольных пристрастиях? За кого в Английской Премьер-Лиге болеешь? Я тоже дико переживал за Австралийцев «убитых» судьёй в игре с «макаронниками». В Москве пару-тройку раз с Джефом в футбол рубились, а ты сам как ещё играешь?
Спасибо!

- Нет, не играю. Не с кем. Раньше Махно всё время звал, а теперь... Болею за Челси. Настоящие солдаты. Реальные бойцы. В мире никто так не сражается, как они. Хотя Манчестер Юнайтед, за который свирепо болеет Наташка, возможно, играет и красивше. Но в футболе, я считаю, это не главное. Скоро увидим, кто сильней!

Роман
1. Будут ли когда-либо еще концерты подобные тому, что вышел на диске как «Егор и Сергей Летовы в ОГИ», в смысле с совершенно неожиданной программой, возможно не знакомой большей части аудитории.

- Думаю, будут, так как с окончанием «Зачем Снятся Сны», я считаю, что мой очередной период жизни исчерпан и плодотворно закрыт. В таких ситуациях охота заниматься новыми, неожиданными вещами, не знаю ещё, какими.

2. Из какого количества песен вы выбираете, когда пишете плейлист концерта? Сколько разных песен в туре сегодняшний состав реально может сыграть?

- Думаю, песен 60. Из них и выбираем. Время от времени добавляем что-то новенькое (или старенькое).

Алексей Литовченко.
1. Почти на всех ваших концертах ряд песен играется постоянно(«Про дурачка», «Зоопарк»,«Все как у людей»,«Все идет по плану» и т.д.).Вам не надоедает? Вы играете, потому что просит публика, или у вас действительно есть желание их исполнять?

- Это программные песни. Иногда что-то из них мы не играем, но вот если бы я пошёл на концерт Rolling Stones, я бы, конечно, хотел бы услышать «Satisfaction», хотя бы я и был на их концертах 100 раз до этого. Не говоря уж, если бы первый. Подобной логикой мы и руководствуемся, когда включаем их каждый раз. Кроме того, если песня хорошая, ее всегда играть приятно и не надоедает. Тем более, что репертируем мы только «свежие» вещи.

2. Как вы относитесь к тем, кто вас не понимает?

- Да никак.

Rootman, Москва.
На бутлеге «Песни в пустоту» есть песня «Красный Сон». Была ли она записана студийно и, если была, то почему никуда не вошла?

- У меня много в то время подобных песен было. Я всегда их старался переделать во что-то более значимое, считал их «болванками», черновиками. Я уже не помню, во что превратился «Красный сон», кажется, в песню «Бред». А некоторые просто естественным образом, сами собой исчезли. В «Песнях в Пустоту» я просто пел всё подряд, готовое и черновое, всё, что было в тетрадке записано — потому как пел по бумажке.

Роман. 28 лет. Красногорск.
Добрый день!
Егор, меня интересует вопрос, был ли переиздан в последнее время альбом «Коммунизма» «Хроника пикирующего бомбардировщика» и если да, то какая версия песни «Говна-пирога» туда вошла? В своё время на кассете у меня была электрическая версия, но то, что я слышал в последнее время в «цифре» — почему то акустика. С чем это связано? Ведь эл. версия звучит куда мощнее! Просто шедевр!
Спасибо!

- Мы давно приготовили к изданию пересведённую, очищенную и усиленную бонусами версию «Хроники», как обычно, снабжённую комментариями и архивными фото того периода, но «Мистерия Звука» отказалась ее печатать по причине присутствия посторонних авторов на альбоме, которым надо платить за авторские права. «Говна-пирога» в акустическом варианте входит во все последние варианты сведения по договорённости с Кузьмой, по причине более внятного звучания и разборчивости текста. Электрический вариант был записан со страшным перегрузом (сломался датчик уровня записи) на магнитофон с треснувшей стеклофиритовой головкой, но нам всё-таки удалось его очистить и пересвести для альбома «Коммунизм-13», который также готов, но не издан.

Ольга. Москва
Ещё раз ЗДРАВСТВУЙ, Егор!
Назрел вопрос. Ты как-то обещал рассказать о том, что тебя останавливало перед тем, чтобы уйти из жизни. Это очень глубокие и серьёзные вещи. При том, актуальные ежеминутно для многих. Расскажи, пожалуйста, какие возникали у тебя причины жить в такие моменты?
Заранее благодарна за ответ.

- Это очень долгая история, целый рассказ, если не повесть, причём для каждого отдельного случая. Главная причина — элементарный страх. Причём физического свойства. Я просто реально видел, что, вернее, КТО меня ждёт вслед за определённым шагом, вне зависимости от моей воли. Второй раз я увидел, что собой представляет частная смерть, самоубийство ли, либо естественная смерть. Этого хватило, чтобы на этом этапе на тему самоуничтожения больше не задумываться. Есть вещи важней.

Краснофлотец, Севастополь
Вопрос Наталье: А за какую футбольную команду ты болеешь? В России и за рубежом...
Спасибо

Н. — Я очень в этом смысле «верный» болельщик. Я с детства болею за Спартак, с тех пор, как у нас появился телевизор, и удалось увидеть, как кто играет. Мне было 11 лет, футбол в Новосибирске транслировали поздно, в час ночи, и я тайно от родителей тихонько включала телевизор и смотрела, переживала страшно. А когда стали показывать западный футбол, то тоже выбора не было — Манчестер Юнайтед.

Dijoker , Новочеркасск
Здравствуйте Егор. Хотелось бы сказать большое человеческое спасибо за концерт в Ростове, это было что-то нереальное! Почаще приезжайте!! Хотелось бы выразить уважение Наталье Чумаковой!! Удачи Егор, приезжайте к нам еще!
Вопросы:
1 Какие впечатления остались от южнороссийского тура? На концерте в Ростове вы исполнили «русское поле экспериментов», значит ли это, что вы как-то выделили ростовскую публику или этот концерт? Ведь вы писали, что исполняете эту песню нечасто и тогда когда считаете нужным.

- Мы просто знали, что на концерт съезжается много народа из разных сопредельных областей, вплоть до Украины. Поэтому играли не только для одного Ростова, который тоже очень хороший город, но и для многих других. А вообще впечатления самые замечательные, от всей поездки, и конечно, от Домбая, где были впервые.

2. Имеете ли вы какое-нибудь отношение к подбору такой жесткой и жестокой охраны или это дело организаторов?

- Это сугубо дело организаторов. От них зависит практически всё, кроме самого нашего выступления.

Lukas K., москва
Егор, спасибо большое за песни.
Близки ли тебе мироощущение и практика дадаистов (которые первые, 1916-24)?

- Да, близки, хотя не могу сказать, что достаточно хорошо их знаю. Гораздо роднее и понятнее мне футуристы, которые возникли раньше, и, с точки зрения авангарда, были гораздо круче.

Александр, г.Арзамас, Нижегородская область.
Здравствуйте, Егор! В какой мере на ваше творчество повлияли художественные методы и идеология французских сюрреалистов XX века?

- Ни в какой мере не повлияли. Сюрреализм как движение — легковесное, дешёвое, ничего путного за всё время существования, пожалуй, не создавшее, кроме некоторых фильмов Бунюэля. Это в определённой степени — курьёз.

Jedi KOST, г.Калининград
Здравствуйте уважаемый Игорь Федорович! У меня вопрос такого плана:
в альбоме «Песни радости и счастья 1989.г (если я не ошибаюсь)» в самой последний песне «Новая правда» из всех записанных альбомах ГО с 1985-1989 г. используется наилучшее качество. Слышно всё, в том числе хорошо слышно ударную установку. Почему в остальных альбомах нет такого качество как в альбоме «Песни радости и счастья»?

- Сей трек был записан на передвижной студии CBS, это был их датский филиал, соответственно все работники — профессионалы высшей квалификации, с которыми очень легко было найти общий язык. Песня была записана в рамках акции Next Stop Rock'n'Roll, двойного сборника отечественных и датских групп, продюсером которого являлся некий датчанин. Во время работы для каждой группы делалось демо, которое они могли сводить сами с помощью сотрудников фирмы и которое отдавалось им в конце работы с небольшим дефектом, который специально наносился где-то в середине записи, дабы воспрепятствовать массовому распространению. Данная запись и является этим ауттейком. А на самой пластинке мы имеем выхолощенный, пустой звук и инди-попсовое звучание.

Кристина, г. Вашингтон, США
Здравствуй, Егор!
Будут ли в ближайшее время (или в не очень ближайшее) концерты в США (я живу в Вашингтоне)?

-Непонятно, но многие люди этого хотят, значит, когда-то это случится.

Виталий Паутов, 17 лет, г. Тюмень
Здравствуйте, уважаемый Егор ! Не опасаясь быть банальным, хочу поблагодарить Вас за творчество. Известны ли Вам дальнейшие судьбы тех, с кем Вы когда-то играли? Например, Ивановского, Деева, и др. Поддерживаете ли Вы с ними связь?

- Про Ивановского ничего сказать не могу, след его потерялся. Джона Деева видим достаточно часто, он живёт недалеко от нас.

Валера Середин, Мытищи.
Егор, точно не помню в каком году это было, проходил фестиваль какой-то, где ты встретился с Юрой Хоем. Так вот...Как написали в его книге, он очень хотел с тобой познакомиться, когда узнал что будет петь с тобой на одной сцене, долго думал о этой встрече. Подойдя к тебе он поздоровался с тобой и представился, но ты посмотрел на него и не сказал ни слова. молчал. у него потом лица не было говорят. обиделся что ли. Не мог бы ты рассказать по подробней об этом, как все было и почему у вас не сложилось знакомство?

- Всё это враки, всё было не так. Мы играли на небольшом стадионе в Воронеже. Накануне так называемые «организаторы» продали билеты на незапланированные наши концерты и потом поставили нас перед фактом, что продано невероятное количество билетов, поэтому нам предстоит играть на открытом воздухе на футбольном поле. Шёл дождь, на сцене не было навеса, аппарат был крайне хуёвый, у Аркаши был за всю историю впервые комплект советских электронных «блинов» вместо нормальной ударной установки. Атмосфера была крайне нервная и мрачная. Тут к нам в гримёрку пришёл Хой (такой крепкий чувак крайне гопницкого вида), чтобы познакомиться. Страшно удивился моему виду и сказал, что представлял меня, судя по тембру голоса, здоровенным пьющим мужиком. Вместо этого узрел волосатого очкарика хрупкого сложения. После чего тем для разговора, естественно, не нашлось. Ему было предложено играть после нас, на что он с радостью согласился, но поспешно удалился как бы в обиде, как будто его наебали нашим внешним видом. Мы отыграли первое отделение и спешно ретировались в гостиницу на трамвае своим ходом, на чём наше знакомство закончилось.
Западъ, г.Москва
Егор, как вам новый альбом Stooges?
- К сожалению, не слышал, но уже заказал.

Дмитрий Николаевич, г. Омск
Здравствуйте, Игорь Федорович. Хотелось пожелать Вам крепкого сибирского здоровья и творческого долголетия и задать несколько небольших вопросов.
1) Нравится ли Вам творчество режиссеров А. Куросавы, П.П. Пазолини и Р.В. Фассбиндера? Если да, то назовите любимые фильмы.

- Да. «Под стук вагонных колёс» Куросавы, новелла «Какое небо» Пазолини, а Фассбиндера я, к сожалению, слишком плохо знаю, чтобы что-то конкретное выделить.

Salvadorez, Санкт-Петербург.
1) Году так в 93м говорилось, в том числе и по ТВ, что Гражданская Оборона (или Коммунизм) совместно с другими отечественными панк-группами (типа Чудо-Юдо) будет принимать участие в некой панк-опере. Что это был за проект?

- Не было такого. Херня какая-то.

2) Егор, расскажи, пожалуйста, историю создания песни «Желтая пресса». Будет ли она исполняться на концертах?

- Песня была написана сразу же после первой грязной статьи в наш адрес в местной прессе, я впервые столкнулся с такой мерзостью, был не готов. Я не знаю, будет ли она исполняться на концертах, иногда мы играем старинные вещи.

3) Можно ли сейчас, по прошествии стольких лет, огласить размер гонорара, который получила Гражданская оборона за выступление на фестивале Сырок-88? Спрашиваю в связи с байкой о том, что якобы Егор Летов затребовал «бешеные» деньги, в то время как другие группы играли бесплатно. Если можно, расскажи поподробнее историю выступления на этом фестивале.

- Никакого гонорара мы не получали. Просто возникла ситуация, когда наш директор «Пятак» Соловьёв приехал только на следующий день после самой группы. Тут мы столкнулись с тем, что часть групп по милости организатора (Кометы) цивилизованно селили и оплачивали проезд, а провинциальные группы, в частности, Промышленную Архитектуру Селиванова, «пускали по бороде» — мол, уже должны быть довольны тем, что пригласили сыграть в Москве. То же самое вознамерились совершить и с нами. При входе в приёмную Кометы я увидел огромную очередь, как в мавзолей, где с протянутой рукой стояли многочисленные участники фестиваля. Я в очередной раз взял на себя функции директора группа, прошёл сразу в кабинет и спросил, где должен селиться я и моя группа, где деньги за проезд и суточные, как было обещано. На что мне максимально раздражённым истерическим тоном было отвечено «Пошёл нахуй в конец очереди» и что-то типа «вонючий сибиряк». Ничего я на это не ответил, просто схватил её за горло ( чтоб только не задохнулась) и тихо сказал, что «щас убью нахуй, если не получу, что нам полагается». После чего всё мы были тут же поселены, и всё было незамедлительно оплачено. А Селиванов со своей группой жил у нас и у других музыкантов. На следующий день приехал Пятак и навел окончательный порядок. После чего с её подачи пошли слухи, что мы невиданные опасные животные, с которыми страшно иметь дело.

Che Guevara, Москва
Привет Егор!) Я очень большой поклонник футбола, как ты и твоя супруга Наталья. Скажи пожалуйста, какой команде в данный момент ты наиболее симпатизируешь (в твоих интервью проскакивали ЦСКА и Спартак). Я давний болельщик Спартака и с удовольствием хочу презентовать тебе набольший подарок на ближайшем концерте в Москве.

- По традиции болею за ЦСКА, а также симпатизирую Москве Слуцкого.

Klaud, Кострома
Здравствуйте, Егор!
Мы с друзьями сами немного играем в мини-коллективе, один товарищ вообще чуть ли не все песни ГрОб знает наизусть с аккордами (собственно он и соло и прочее все подбирает). И вот решили мы сыграть «Про Дурачка». В результате у нас уже, наверное, 5 или 6 партий для гитар, а он продолжает новые находить. Скажите, пожалуйста, сколько всего инструментов исполняют «Про дурачка» на «Солнцевороте»?

- 4 сольных для голоса и гитары, остальные партии гармонические — ритм, басс и орган.

Дмитрий, г. Бостон, США
Когда повторите тур по Америке? Мы по ГО соскучились

-Как получится!

Виталий Штевнин, г. Санкт-Петербург
Появление на «Лунном Перевороте» трека «Пасха» навело на такой вопрос: всегда ли вы осуществляли (осуществляете) аудиозапись Вашего (авторского) исполнения сочиненных стихотворений (имеются в виду стихи, которые не стали песнями)?
Здоровья и успехов Вам!

- Нет, записываются только те стихи, которые должны быть представлены в конкретном альбоме, или, скажем так, цикле. Причём каждый раз учитывается, после чего и перед чем они будут находиться.

Дима ЗЛОПЫХАТЕЛЬ, Минск
Здравствуй Егор. Спасибо вам за оборону.

1. Как раз сейчас готовятся к переизданию остальные «Коммунизмы», в числе которых «Народоведение», «Жизнь, что сказка» и другие, где в изобилии были использованы различные советские песни, радиоспектакли и другие подобные музыкальные артефакты. Как я понимаю, во время создания оригинальных альбомов использовались все подручные записи и не всегда пластинки и ленты с этими самыми материалами были желаемого качества. Заключается ли реставрация и пересведение этих альбомов в замене этих музыкальных фрагментов на новые, свежедобытые более качественные версии (в наше время это довольно просто сделать) или это будет реставрация старых, сохранившихся записей?

- Во-первых, не факт, что это когда-нибудь теперь выйдет вообще. Во всяком случае, «Мистерия» отказалась выпускать оставшиеся Коммунизмы из-за проблем с авторскими правами. Однако они уже готовы к выпуску (кем бы то ни было!) как со старыми вычищенными, так и с заменами на новые «свежедобытые» версии.

2. Были ли идеи и/или попытки совмещения звука с видеорядом, не считая не увидевшего свет видеоряда к «Сатанизму»? Как вы вообще относитесь к явлению и термину «клип на песню», применимо и правильно ли это по отношению к вашему творчеству?

- Если бы я хотел снимать клипы, я бы делал это максимально подобно подходу группы «The Residents». Например, если бы я снимал клип песни «Всё идёт по плану», мы бы сопровождали соответствующими жестикуляцией и гримасами происходящие в песне реалии. «Про дурачка» я вообще бы снял в Венеции во время карнавала. Я в принципе никогда не против подобных проектов, но для этого нужны деньги, время, определённый энтузиазм людей, которые бы взялись за это дело, потому что мне самому недосуг этим заняться.

Егор Летов.
17-18.04.07
_