Егор Летов: Ответы на все ваши вопросы

Автор: Мария Дубова

Источник: «Калейдоскоп-Тусовочка» (Санкт-Петербург), 05.09.1998 г.

«Гражданская Оборона» распалась?

В: Действительно ли «Гражданской обороны» больше не существует в природе?

Группа существует. Просто настал момент, когда, видимо, придется кардинально менять существование. Сейчас для нас имеет смысл полностью сменить не просто имидж, стиль или состав, а всю суть того, что мы делаем. Агрессия — она останется, но она должна идти по нарастающей. Для нее должны находиться определенные воплощения. Та «Гражданская Оборона», которая была, я думаю, уже закончилась. То есть, может быть, она будет и дальше называться «Гражданской Обороной», может быть, это будет «ДК» — возможен проект, совместный с братом. (Группа «ДК» возникла в конце 1982 года в Москве. Ее изначальный состав был таким: Евгений Морозов — вокалист, Дмитрий Яншин — гитарист, Сергей Полянский — басист, Сергей Жариков — барабанщик. Затем в группу пришел джазовый саксофонист Сергей Летов, который до этого работал с группами «ДДТ» и «ЦЕНТР». В конце восьмидесятых «ДК» распалась — Прим. М. Д.)
Я встречался с братом в Москве. Ситуация такая: сколько он ни пытался с Морозовым, Яншиным, с кем-то еще, все это дело возродить — оно ни к чему не привело. Мы с братом собираемся совершено эпатажно взять и полностью возобновить «ДК». Я не знаю, одноразовый это будет проект или нет... Я буду вокалистом, Яншин, если согласится, будет гитаристом. Жариков, разумеется, в «ДК» не будет участвовать...

В: Которому, кстати говоря, принадлежат права на название «ДК»...

Укого там права? Кто там правый? Мы просто берем и делаем эту акцию. К Жарикову у меня отношение очень хорошее, Яншин, я думаю, согласится... Из первого состава «ДК» практически никого сейчас не осталось — нормальных, живых персонажей — во всяком случае тех, кто мог бы сейчас что-либо сделать.

В: Насколько реален этот проект и когда можно ждать его воплощения?

Абсолютно нереален, и когда ждать воплощения — непонятно. Я думаю, осенью, не раньше. Я не могу на эти вопросы отвечать, я человек суеверный, и поэтому до воплощения какого-то проекта обычно стараюсь о нем не говорить, иначе он может не состояться.

В: А что с «Гражданской Обороной»? Между членами группы произошел какой-то конфликт?

Конфликта-то нет, собственно говоря... Просто в некий момент возникает ситуация, когда в группе нет коллектива, или в коллективе нет группы... Каждый живет сам по себе. А разлад возникает из первой мелочи. Я человек не мелочный, но с какой-то маленькой штучки, допустим, человек не отчитался, что пошел... в ресторан, начинается развал. Не то, что он должен отчитаться, честь отдать, но надо просто сказать, мол, я туда-то пошел, ничего? Получается, вот с этого все и начинается... Нас сейчас осталось, по сути, два человека — это я и Кузьма. (Константин Рябинов, он же Кузя УО.) Кроме того, как только кто-то из членов группы начинает выпускать свои сольники — сольные проекты — это означает, что группе конец.

В: Как-то это все странно звучит. Что это за тоталитарная секта «Гражданская Оборона»? Вы разве всегда сообщаете членам группы о своих планах на ближайший вечер?

Конечно. Вот представьте себе ситуацию: вы находитесь в окопе во время войны. Если кто-то во время обстрела куда-то побежал, он же должен сказать, куда, за патронами, или он сдаваться побежал? Понимаете? Это очень важная вещь.

«Невидимый лифт на запредельный этаж...»

Я вам сейчас расскажу одну вещь, которая будет ответом на все ваши вопросы: каким образом Кузьма научился играть на гитаре.
Кузьма сидел, играл-играл, учили его — не учили, показывали ему аккорды, слушал Хендрикса, что-то еще... А потом вдруг неожиданно, в течении доли секунды взял и ... научился играть на гитаре! У меня было то же самое — я так на барабанах научился стучать. Просто понимаешь внутренний принцип — как это делается. Я не понимал, как, допустим, Тютчев пишет. Я писал, писал, писал, а в некий момент максимально сосредоточился, чудовищно разозлился и ... понял! Это ощущение было буквально в течение какой-то секунды. После чего я полностью уничтожил все, что до этого написал и начал писать совершенно иначе. Поэзия не связана с реальностью, она связана с определенным состоянием человека. Оно может выражаться через поэзию, а может не выражаться. Вот, допустим, Кастанеда — это поэзия или не поэзия? Тарковский правильно сказал, что, мол, был Дон Хуан, не было Дон Хуана, — то, что он написал — до такой степени красиво, здорово и ни во что не вписывается! Я это поддерживаю, я не считаю, что реальность должна соответствовать реальности, ее надо не то что менять, а ... Даже если ты проигрываешь, даже если это все не так, надо всегда делать вид, что ты победил!

«Надо быть Живым»

То, что мы делаем, не относится к понятию «рок», «творчество» и т. п. То, что мы делаем — это акт выстаивания относительно огромного нагромождения всей этой грязи, мерзости, которая на нас валится. Это можно назвать как угодно — цивилизация, система ценностей, система бесценностей... То, что мы делаем — это чудовищное, титаническое выстаивание против того, что на нас нахлынуло. И нахлынуло не лично на нас, а на всю Европу, Южную Америку, Африку... И сейчас нужно выстоять против чудовищного натиска этой безобразной дряни — всей системы европейской цивилизации, полностью всей — с литературой, искусством... Не надо никакого искусства, не надо никакой литературы, надо быть Живым.

_