Солнце помогает мне

Автор: Алексей Коблов

5 февраля в Омске, в областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля в 16:00 состоится открытие выставки коллажей и арт-объектов "Коммунизм-арт", на которой можно будет увидеть работы лидера "Гражданской Обороны" Егора Летова, выполненные им вместе с друзьями и соратниками по творчеству: Константином Рябиновым, Олегом Судаковым, Натальей Чумаковой, Кириллом Кувырдиным и Евгением Колесовым. Ранее подобная выставка прошла в Новосибирске, теперь же знаменитые, но мало кем виденные арт-объекты впервые будут широко показаны на родине Егора, в Омске, городе, где он родился и жил всю жизнь, создавая свои красочные и причудливые миры, сочиняя стихи и записывая уникальные по силе и трепету песни. Покинувший этот мир в феврале 2008 года поэт, музыкант и художник Егор Летов был и остается одной из самых ярких, пламенных, солнечных личностей в современной культуре, выходя за рамки жанров, стилей и ярлыков. Его жизнь и творчество можно и нужно рассматривать в контексте именно мировой культуры, это она понесла с его смертью, как принято говорить, невосполнимую утрату, и казенные слова приобретают в данном случае свой изначальный смысл. Отстаивая вечные ценности, и наглядно демонстрируя, как следует действовать в определенных ситуациях настоящему художнику, Летов был визионером, духоборцем, солдатом своей собственной "психоделической армии", воевавшей далеко за пределами обычного, "пластмассового" мира.

Работы, представленные на выставке, относятся, в основном, к периоду конца 80-х — начала 90-х годов, "эпохе перемен" из китайского проклятия. Распадался Советский Союз, унося с собой целую цивилизацию и систему ценностей, на стыке времен крушилось старое и возникало новое. Именно в этот период основатели "Гражданской Обороны" Егор Летов и Константин Рябинов объявляют о создании проекта "Коммунизм", сопровождая его появление манифестом "Концептуализьм внутри", опубликованном в первом номере журнала "Контр Культ Ур'а". В нем, среди прочего, говорилось: "Живя и творя в славное и бурливое время Армагеддона, мы утверждаем тотальный стыд и позор человеческого бытия всей его слюнявой спичечной культуры, всех его забористых достоинств, его манных благ, заплечных кодексов, рукопашных надежд и червячно-затейливой природы. Имеет что-либо смысл нонче? ...Мы пришли к емкому и слоистому выводу, что невозможно выразить абсурдность, кошмарность и игривость окружающей нас действительности ни одному художнику адекватней, баще и пуще, чем сама реальность ее объекты и проявления. "Коммунизм-арт" объемлет и синтезирует все слои мировой культуры это литература, изобразительное искусство, театр (хэппенинги, performance-ы, акции), музыка (от конкретной музыки через панк, industry, эстраду, ноль-музыку, симфоническую до народной)". "Коммунизм", выпустивший полтора десятка альбомов, широко использовал технику "звукового коллажа", вплетая в свой диковинный аудиотеатр многочисленные произведения самых разных авторов в виде текстов, музыки, фрагментов фонограмм, собственных сочинений и спонтанных хэппенингов. Результатом подобной деятельности становились самостоятельные произведения, уникальные и самоценные. Одновременно со студийными экспериментами как раз и создавались коллажи, которые можно увидеть на выставке.

Техника создания этих работ напоминает строчку из песни "Калейдоскоп" с последнего альбома "Гражданской Обороны" "Зачем снятся сны?": "Кипучее движение игристого ума... остановка". И коллажи, и представленные здесь же гитары, собственноручно декорированные Егором, имели практическую ценность: коллажи впоследствии перекочевали на обложки альбомов "Коммунизма", "Гражданской Обороны" и проекта "Егор и Опизденевшие", ну а цветастые инструменты постоянно находились "в деле", в студии и на концертах, не переставая при этом быть чем-то вроде самостоятельных произведений искусства. Известно, что Егор очень любил коллажи Сергея Параджанова, но говорить в данном случае о конкретном влиянии было бы неуместно, искусствоведы и исследователи смогут найти тут массу неожиданных параллелей и затаенных "подмигиваний". Но это — в будущем, к тому же описание данных работ всегда будет проигрывать их изучению, это, перефразируя известное высказывание, "Словно танцевать про архитектуру". В калейдоскопе красок всегда остается бесконечное множество сущностей и лиц, смешивая техники и стили и преобразуя банальное в невиданное. Это кропотливый труд "Воздушных рабочих войны", Егора Летова, и тех, кто был рядом с ним в эти годы.

Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля", 644024, г. Омск, ул. Ленина, д. 3. Срок проведения выставки: с 05.02.2010 г. по 05.03.2010 г. Время работы выставки: с 11:00 часов до 18:00 часов, выходной понедельник.

_