Егор Летов «Калейдоскоп. Прямая речь, интервью, монологи. 1997-2004». Автор-составитель Алексей Коблов. Издательство АСТ, 2023 год.
Егор Летов: «Я ответственен за то, что я делаю объекты и посылаю их в мир. И делаю их настолько точно и совершенно по отношению к тому, что чувствую и осознаю —или не осознаю. Самим фактом какого-либо действия — сочинения и, тем более, распространения этого, ты уже бесповоротно изменяешь весь мир, хочешь ты этого или нет.».
Прямую речь Егора Летова можно рассматривать бесконечно, словно отдельное произведение, не менее важное, чем его стихи, песни и коллажи. Как показало время, интерес к личности Летова, к его словам, к тому, что он успел создать за свою жизнь, не только не угасает, а неуклонно растет. Первая книга, «Сияние», охватывала период с 1986 по весну 1997 года, теперь — продолжение, с мая 1997 года по декабрь 2004-го. Не перестающее удивлять, как и прежде. От «Солнцеворота» и «Невыносимой Легкости Бытия» через «Звездопад» к «Долгой Счастливой Жизни» и «Реанимации». Сквозь долгие годы ожидания и мучительного творческого безмолвия к новой вспышке и откровению. Интервью и дружеские беседы, монологи, пресс-конференции и ответы на все ваши вопросы, концерты по всей стране, зарубежные гастроли и закрытые границы. Противоречия и цельность, великое множество и секретная калитка в пустоте. Отражение в зеркалах и взгляд на знакомые вещи через призму прошедшего. Новая встреча во сне и свидание на другом берегу. Гексаграмма «Бегство» и триграмма «Небо». Вечный калейдоскоп. История не кончается, и продолжение следует.
Развернутые комментарии автора-составителя включают фрагменты личных воспоминаний и истории, которыми показалось уместно тут поделиться.
Издательство ВЫРГОРОД продолжает издание творческого наследия Янки Дягилевой на виниле.
Компиляция акустических записей «Крестовый ноль», изданная нами на CD в 2022 году, теперь доступна и на виниле. Эти записи сделаны в разные годы Валерием Рожковым в общежитии фирмы «Каскад». Издание включает в себя ранее не издававшуюся сессию 1989 года «Крестовый ноль».
Все записи скрупулёзно отреставрированы Евгением Гапеевым и имеют актуальный мастеринг.
В наличии издания на чёрном и зелёном виниле. При заказе винила в интернет-магазине Выргород покупатель получит издание, дополнительно укомплектованное тремя открытками.
«Жизнь Янки достаточно тесно связана с общежитием, располагавшимся в Новосибирске по адресу: Красный проспект, 155. Это здание в стиле советского функционализма, построенное в 1979 году, предназначалось для работников фирмы «Каскад», занимавшейся обслуживанием военной радиосвязи. Знакомство Янки с Валерой Рожковым (младшим братом не менее известного всем любителям сибирского экзистенциального панка Александра «Иваныча» Рожкова), произошедшее после новосибирского концерта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в мае 1987 года, оказало существенное влияние на её дальнейшую жизненную траекторию: спустя год Валерыч вписал оказавшуюся практически бездомной Янку в комнату почти всё время отсутствовавшего по служебным делам Сергея Литаврина. Собственно, скитаясь между этой комнатой, избой на Ядринцевской и общежитиями Академгородка, Янка бытовала в Новосибирске до самого конца — естественно, за вычетом продолжительных поездок по стране.
История записей Янки была бы неполна без заметного сегмента фонограмм, сделанных в 1988-90 годах в 710-й комнате Валерой Рожковым и Игорем Красновым — в том или ином виде они кочевали с катушки на катушку, из альбома в альбом, расходясь по всей стране по артериям магнитиздата. Часть из них представлена в данном издании. Записи осуществлялись на бытовые магнитофоны НОТА и ОРБИТА с использованием микрофонов ОКТАВА МД52-Б, что естественным образом отразилось на качестве, но как документальные культурные свидетельства они, безусловно, являются непреходящей ценностью.
Первый блок песен, записанный в начале мая 1988 года, достаточно хорошо известен: песня «Столетний дождь» была использована в посмертном альбоме «Стыд и срам», а практически все остальные треки выходили бонусами к Летовской четырёхдисковой антологии Янки. Однако мы склонны рассматривать данную запись как самоценный артефакт, фиксирующий актуальную на тот момент Янкину программу и общее достаточно светлое настроение — при всей «невесёлости» текстов. Также, для сохранения атмосферы записи, сохранены все реплики между песнями и пара незамысловатых забавных инструменталов.
Следующая сессия, пять «тяжёлых» песен, представляющие собой своеобразный ЕР, давший название всему релизу, записаны в первой половине марта 1989 года, после возвращения Янки из гастрольной поездки в Питер, Москву и Харьков и являют нам уже совершенно другую её ипостась. Полное подлинного драматизма надрывное исполнение демонстрирует уже следующий виток спирали, приведшей в конце концов к трагическому финалу. Стоит также отметить наличие в данном цикле единственного известного на текущий момент акустического исполнения песни «Чужой дом».
Иллюстрациями к изданию служат архивные фотографии, сделанные во время сессии «Крестовый ноль» — как мы видим, на записи помимо Янки, Нюрыча, Рожкова-мл. и Краснова присутствовали соседи по общежитию Игорь Лютов и Константин Заречнев (написавший на Янкино стихотворение «Ударение на слоге» песню — возможно именно её он поёт при отстройке микрофонов, а Янка подстукивает ритм на канистре). Кроме того, на огонёк заглянул и давний Янкин друг Костя Рублёв. Я-Ха, 2 мая 2022 года.»
«Панк-культура», ГрОб Records
Выставка «Панк-Культура», Москва
Наталья Чумакова:
«2 марта на винзаводе открытие выставки про панк. ну она привязана, конечно, к группе КиШ и сериалу про нее, но в целом пафос там в том, чтобы под это дело рассказать про всевозможный панк. поскольку я в принципе согласна, что панк — это вообще все, что выламывается из привычного положения вещей, то согласилась участвовать с ГрОб Records. и, не скрою, было страшно интересно, как все это делается. увидеть изнутри. некоторые знают, что у меня давно уже задумана выставка, полностью посвященная Егору, показать там есть что. архив огромный. только она пока никак не срастается, может, как раз потому, что нет у меня совершенно опыта в этом. вот, посмотрим, что выйдет из такой авантюры и решусь ли потом на нашу историю. хотя бы буду знать, что к чему. на фото — студия на стадии монтажа. настоящих экспонатов немного, но реквизитор — гений)»
Егор Летов и Гражданская Оборона. Календари на 2023 год
В издательстве АСТ вышли календари на 2023 год с культовыми фотографиями Егора Летова и «Гражданской Обороны», снятыми в конце 1980-х годов Андреем Кудрявцевым. В каждом месяце опубликован фрагмент стихотворения Егора Летова.
Егор Летов «Русское поле эксперимента. Акустика» (2LP)
Издательство Выргород представляет акустический альбом «Русское поле эксперимента» на виниле.
«Песенки, беспечно исполненные под электрогитару мной, изнемогающим от температуры и жестокого насморка, и проникновенно записанные Серёгой Фирсовым у себя дома в декабре 1988-го на кассетник. Полученное самим Серёгой названо «Русское поле эксперимента», и в таком бутлеговском виде имеет неудержимо-широкое самовольное хождение. Летом 1990-го я наложил на запись ревер, частично порезал фон, вырезал щелчки между песнями и, сделав из нее этакую выборку, как бы «оффициализировал» в виде вот такого вот альбома.» Егор Летов. «Оффициальная альбомография ГрОб-Records» (1990).
«У группы «АукцЫон» был стереомикрофон Pioneer в виде кувалды, с головками в разные стороны, а у Егора Летова на тот момент не было приличных акустических записей, только электрические альбомы. Наши французские друзья, Натали и Жоэль, хотели выпустить записи Егора и Янки во Франции, но просили акустические записи, рассчитывая в первую очередь на русских эмигрантов, боясь что записи «Г.О.» они не оценят. Поэтому я решил записать их в домашних условиях. У меня был бобинный магнитофон Akai, в который можно было воткнуть гитару в два микрофонных входа, и через деку Aiwa ещё и стереомикрофон, и всё это между собой микшировать. АукцЫоновский микрофон мы подвесили к люстре, Летов сел с одной стороны, я с Янкой — с другой, и понеслась! Записали довольно быстро, практически без дублей. Летов был в отличной форме и пел от всей души, мы с Янкой кое-где ему подпевали. Писали одновременно на бобину и на деку, бобину забрал Егор, кассета осталась у меня. Я сделал копию для французов, но они так и не смогли издать её в Париже, лет через пять-шесть мы издали её в Питере с Олегом Грабко на его лейбле Manchester Files. Название дал сам Летов, назвав эту запись «Русское Поле Экспериментов», но позже он записал альбом с таким же названием, попросив переименовать мою запись в «Русское Поле Эксперимента» — ну что ж, гений имеет право на капризы. Запись получилась очень лёгкая и светлая, Егор был на пике творчества, и это очень хорошо чувствуется, многие мои друзья до сих пор считают эту запись лучшей из акустических записей Егора Летова. Я очень рад, что она выйдет, наконец, на виниле — как говорил Роберт Плант, на «чёрном диске с дырочкой» — чувствую, придётся мне купить виниловый аппаратик!» Сергей Фирсов, 4 ноября 2021 г.
Издание доступно на чёрном и жёлтом виниле. Тираж жёлтого винила ограничен.